О некоторых особенностях организации транспортного обеспечения бесплатной перевозки обучающихся до образовательных организаций, расположенных в сельской местности

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, в том числе - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом указанная конституционная гарантия действует на протяжении всей жизни гражданина, в соответствии с потребностями его личности, особенностями развития, способностями и интересами.

С целью реализации конституционных гарантий на образование в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на учредителей соответствующих образовательных организаций возложена обязанность организовать транспортное обеспечение обучающихся в случае, если образовательное учреждение, реализующее основные образовательные программы, находится на значительном удалении от места проживания ученика.

Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно, а также предоставление, в соответствии с законодательством Российской Федерации мер, социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Отдельные вопросы транспортного обеспечения образовательного процесса урегулированы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН).

В силу п. 2.5 СанПиН, в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций составляет:

- во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования - не более 2,0 км;

- для обучающихся основного общего и среднего общего образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно.

Анализ правоприменительной практики показывает, что суды, принимая решения по искам прокурора об обеспечении транспортной доступности образовательного процесса, при определении климатической зоны, в которой расположено образовательное учреждение, применяют «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 25.07.2005). В соответствии с Приложением № 13 к этому руководству, к первой климатической зоне Хабаровского края отнесены Аяно-Майский, Николаевский, Охотский, им. Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканский и Ульчский районы. В свою очередь, районы Хабаровского края, не вошедшие в указанный перечень, относятся к районам 2 климатической зоны.

Так, в случае, если пешеходный подход к образовательному учреждению, расположенному в сельской местности, превышает расстояние, указанное в п. 2.5 СанПиН, у учредителя возникает обязанность организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.

Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке для сельской местности не должен превышать 1 км.

В силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», организованная перевозка детей осуществляется при наличии документа, содержащего порядок посадки детей в автобусе, списка назначенных сопровождающих, а также списка детей.

Кроме того, в силу п. п. 2.1.2, 22.3, 22.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 26.10.2017) «О Правилах дорожного движения», число перевозимых детей в салоне автобуса при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест. Дети должны быть пристегнуты ремнями безопасности. При этом запрещена перевозка детей сверх количества сидячих мест, предусмотренных технической характеристикой транспортного средства.

Таким образом, доставка детей должна осуществляться в соответствии с порядком посадки детей в автобусе в строгом соответствии с количеством посадочных мест согласно поименного списка несовершеннолетних. Перевозка детей, не указанных в списках на перевозку при отсутствии в автобусе сидячих мест, запрещена.

Павел Иванов,
Помощник прокурора Нанайского района, юрист 3 класса

У Вас недостаточно прав для комментирования