Двадцать восемь лет назад 15 августа 1990 года погиб основатель и лидер группы «Кино» Виктор Цой. День памяти музыканта отметили по всей России, в странах СНГ, мероприятия прошли и в родном городе Цоя – Санкт-Петербурге.

Самым популярным словом из трёх букв, которое, писали на заборах в конце 80-годов в СССР, было слово «Цой». А после трагической гибели музыканта к нему добавились ещё три буквы «жив» - настолько ошеломительной была популярность этого странного парня с раскосыми глазами, который пел непонятные и даже пугающие, с точки зрения старшего поколения советских людей, песни. Его хит «Мы ждём перемен» стал символом целой эпохи.

Жизни и творчеству кумира, которому в этом году исполнилось бы 56 лет, мы посвящаем эту статью.

Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в городе, признанном культурной столицей СССР - Ленинграде. Он был единственным ребёнком в семье учительницы физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Цоя. Детство Виктора прошло в окрестностях Московского Парка Победы. Рос обыкновенным мальчишкой с необыкновенными задатками: ещё в раннем детстве мог повторить любую мелодию, отстукивая такт ладонью, неплохо рисовал в «недетской манере». Эти два таланта «сложились воедино» в художественной школе - именно в это время и в этом месте появилась группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым, в коллектив которой влился юный Цой.

Дальнейшая творческая судьба привела нашего героя в художественное училище имени В.Серова. Но мечущаяся между художественным и музыкальным творчеством будущая звезда российского рока нахватала академической задолженности и была исключена буквально через три года.

Недолго думая, стал студентом отделения «резьба по дереву» ленинградского ГПТУ № 16. На память об этом событии остались очень дорогие (и в материальном, и в духовном смысле) маленькие японские деревянные фигурки – нэцке, вырезать которые вошло в привычку у рок-музыканта на всю жизнь.

Начинающий музыкант увлекается песнями Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, чуть позже, - Брюса Ли (имиджу которого подражал: увлёкся восточными единоборствами и часто дрался «по-китайски» с Юрием Каспаряном).

Этот период ознаменован встречей с первой любовью Олей, учащейся младшего курса ГПТУ. Юные влюблённые долгими зимними вечерами бродили по холодным ленинградским улицам. Но всё закончилось очень быстро - девушку отчислили за неуспеваемость, и она уехала в далёкую провинцию, успев стать прототипом знаменитой песни «Восьмиклассница». В «околоцоевских кругах» даже поговаривали, что плодом этой любви стал её сын Виктор. Так это или нет, кто знает…

А жизнь стремительно неслась по предначертанному свыше пути. В конце семидесятых годов началось тесное общение между Алексеем Рыбиным из хард-роковой группы «Пилигримы» и Виктором Цоем, игравшим на бас-гитаре в группе «Палата № 6». Музыканты познакомились в гостях у Андрея Панова (Свина), лидера панк-группы «Автоматические удовлетворители». Результатом этого творческого тандема стала совместная поездка в Москву на подпольный концерт Артемия Троицкого, где играли панк-рок-металл. Во время аналогичного выступления в Ленинграде по случаю юбилея Артемия Троицкого произошло знаковое знакомство Виктора Цоя с Борисом Гребенщиковым.

Будущий кумир миллионов ещё не был избалован женским вниманием, его отношения с противоположным полом всегда были прозрачны, честны и благородны. В начале своей творческой деятельности он пережил неразделённое сильное чувство к девушке «собрата» по року Сергея Курехина. Это была взбалмошная оторва, потрясающая красавица, считавшая, что весь мир должен крутиться вокруг. Звали её Лариса Гузеева. В то время она была брита налысо, курила папиросы, пила портвейн и не стеснялась в выражениях. Актриса вспоминает, что Виктор её абсолютно не интересовал. Юная Гузеева на отсутствие ухажеров не жаловалась. В рокерской тусовке, в которую её ввёл Курехин, Лариса была в центре внимания, за ней ухаживали многие, в том числе Борис Гребенщиков и Виктор Цой.

Летом 1981 года Цой, Рыбин и Валинский основали группу «Гарин и гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба. Вскоре Олега Валинского забирают в армию, группа меняет своё название на «Кино», и в 1982 году под руководством Бориса Гребенщикова совместно с музыкантами «Аквариума», приступает к работе над первым альбомом. Совместный концерт «Аквариума» и «Кино» имел грандиозный успех, присутствующие в зале Борис Гребенщиков, Майк и Панкер не усидели в зале и выскочили на сцену. К лету альбом был полностью завершён, его продолжительность в 45 минут и дала название. Плёнка быстро распространилась, о группе заговорили, начались квартирники в Москве и Ленинграде.


«А я смеюсь, хоть мне и не всегда смешно,
И очень злюсь, когда мне говорят,
Что  жить вот так, как я сейчас нельзя.
Но почему? Ведь я живу».
(В. Цой. «Мои друзья»)

19 февраля 1983 проходит совместный концерт «Кино» и «Аквариума». Группы выступили в тёмном макияже, в костюмах со стразами. Исполняли «Электричку», «Троллейбус», «Алюминевые огурцы». В основной состав был приглашён Юрий Каспарян. Успех – грандиозный!

Но непредвиденная ссора Виктора Цоя с Алексеем Рыбиным пагубно сказывается на ситуации: Рыбин покидает группу. Лето уходит на совместные репетиции с новым гитаристом – в результате творческих «терзаний» появился Альбом «46».

Очередная угроза срыва работы рок-группы – призыв Виктора Цоя в армию. Решение принято безоговорочно: музыкант полтора месяца «косит» армии в психиатрической больнице на Пряжке. Его чувства нашли отражение в песне «Транквилизатор»:

«Я выхожу из парадной,
Раскрываю свой зонт.
Я выхожу под поток
Атмосферных осадков.
Я понимаю, что это капризы природы.
Мне даже нравится чем-то эта погода».

В 1984 группа стала лауреатом второго фестиваля рок-клуба, причём песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» призвана лучшей антивоенной песней года. (Фестивальные песни позже вышли отдельным альбомом, его назвали «Начальник Камчатки»):

«Как не прочны стены наших квартир,
Но кто-то один не подставит за всех плечо.
Я вижу дом, я беру в руки мел,
Нет замка, но я владею ключом».

Этот год ознаменовался большими изменениями и в личной жизни музыканта: Виктор Цой женится на Марианне Родованской. На их свадьбе гуляли легенды ленинградского рок-клуба Борис Гребенщиков, Александр Титов, Георгий Гурьянов, Юрий Каспарян. Через год у пары родился сын Александр. Марианна стала для него любимой и другом, разделяющим его увлечения, беззаветноверящим в талант супруга. Её известная фраза: «Группа «Кино» - это я!» не была пустым звуком: на первых порах она выполняла не простую роль администратора, занималась гастролями, представительствовала в творческих организациях, пробила первую публикацию о Цое в официальной советской прессе. Кстати, автором статьи был журналист Евгений Додолев, будущий муж Наталии Разлоговой – той самой, что являлась музой и любимой женщиной Цоя в последние годы его жизни.

Рок-фестиваль 1985 года увенчался для группы новым триумфом. Музыканты, вдохновлённые успехом, стали записывать новый альбом «Это не любовь», который в одночасье разлетелся по Союзу. А известный музыкант работал в это время в бане на проспекте Ветеранов, а потом кочегаром в котельной, в которая сейчас превращена в рок-музей «Котельная». У истопника в это время в США вышел альбом «Красная волна», записанный совместно с несколькими советскими группами («Аквариум», «Алиса», «Странные игры»). Пластинку помогла выпустить американская певица Джоанна Спингрей, которая познакомилась с Виктором Цоем в Ленинграде и была очарована его пением.

В 1989 году вышел единственный альбом «Звезда по имени Солнце», записанный в профессиональной студии. Музыканты «Кино» дают десятки концертов по стране, собирая стадионы, выступают на крупнейшем французском рок-фестивале в городе Бурже, на советско-итальянском рок-фестивале «Back In The USSR» в Мельпиньяно.

Но «Кино» - это не только название группы, к которой играет и поёт музыкант, это ещё одна ипостась его творчества. Его кинодебютом стало участие в дипломной работе режиссёра Алексея Учителя – в документальном фильме «Рок». Получилось! Виктора Цоя всё чаще и чаще приглашают на съёмки: «Йа-хха» (Рашида Нугманова), «Асса» (Сергея Соловьёва). В фильме «Игла» Рашида Нугманова он сыграл главную роль - Моро. За год фильм посмотрело 14 млн. зрителей, а журнал «Советский экран» признал рок-музыканта лучшим актёром 1989 года.

Параллельно с музыкой и съёмками в кино, Цой продолжал рисовать. Он входил в группу «Новые художники» - наследников авангардистов 1920 годов и зарубежных проектов - поп-арта, комиксов, граффити американских художников. Это сказалось на работах музыканта-художника - ярких, экспрессивных с нарочито упрощёнными формами. Своей мастерской у него не было, и он рисовал, где придётся и на чём придётся, зачастую на клочках бумаги, картона и даже на полиэтилене.  Музыкант участвовал в выставках своего творческого объединения, в том числе и в зарубежных.

Однако для советской молодёжи Виктор Цой был рок-легендой. После альбома «Группа крови» его песни зазвучали в каждом дворе, на каждом квартирнике. Многие подражали фронтмену группы «Кино» в манерах поведения и даже стали одеваться «под Цоя».

«Группа крови - на рукаве,
Мой порядковый номер – на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою,
Пожелай мне:
Не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве.
Пожелай мне удачи».
(В. Цой. «Группа крови»)

Вопреки расхожему мнению, «природа не отдохнула на детях»: Александр Викторович Цой, единственный ребёнок легенды русского рока, унаследовал таланты отца: программист, дизайнер-оформитель, рок-музыкант (бывший гитарист группы «Para bellum»), композитор, продюсер и автор видео-эффектов проекта «Симфоническое кино», лидер музыкального проекта «Ронин». Гибель отца потрясла пятилетнего Сашу. Несмотря на то, что родители к тому времени уже разошлись, мальчик всегда чувствовал поддержу отца, так как Виктор всегда был рядом, сын для него много значил. Александр Викторович признаётся, что ему до сих пор тяжело слушать песни отца. Многие специалисты, рок-музыканты и просто поклонники творчества «Цоев» считают что отец и сын похожи, мало того, - это проявляется и в голосе, временами сквозь специфическую манеру исполнения Александра пробивается незабываемый тембр Виктора Цоя, оборвавшийся 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут близ посёлка Кестерциемс Латвийской ССР. По официальной версии музыкант заснул за рулём, его «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус». Смерть Цоя наступила мгновенно. Похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

Гибель Цоя явилась шоком для его поклонников, тысячи человек пришли на похороны, а несколько фанатов даже покончили с собой. Резонанс после гибели музыканта был колоссальный. Виктор Цой стал голосом целого поколения, и его ранний уход стал шоком как для его фанатов, так и для людей, мало знакомых с его творчеством.

Последняя пластинка «Чёрный альбом» была выпущена уже после смерти музыканта.

Виктор Цой – по-настоящему народный герой, которого помнят по всей России и странам СНГ. Тот факт, что через 28 лет после его гибели совершенно в разных городах и странах люди организовывают день памяти музыканта, проводят концерты, флешмобы, выставки, опен-эйры, наглядно показывают величину его личности и наследия, которое он оставил.

Подготовила Саша Лемза

У Вас недостаточно прав для комментирования