В этом году страна отмечала три громкие даты Великой Отечественной войны: Курская битва, Сталинград и снятие блокады Ленинграда. Сильные, щемящие, памятные, легендарные события! Очередной наш рассказ тоже о войне. О кинолентах военной тематики.

Мы очень часто жалуемся на то, как трудно стало жить. И это правда. А с другой стороны, положа руку на сердце, скажите, есть ли что-нибудь, чем можно вас удивить, обрадовать или вызвать «социальную эпидемию»? Задумались? Нет сиюминутного и даже «сиючасного» ответа?! Вот то-то же!

А совсем недавно улицы населённых пунктов вечерами пустели, потому что в это время по телевизору шёл фильм «Семнадцать мгновений весны». А «недавно» - это было ровно 45 лет назад. Прекрасная дата легендарной киноленты! Этот советский «супербоевик» не нуждается в представлении и рекомендациях. Нестареющий фильм стал сенсацией. Он вошёл в анналы советского кино, в анекдоты и в жизнь нескольких поколений. Что и говорить: достойнейшая кинолента Золотого фонда советского телевизионного кинематографа. Первый советский сериал.

Эта история о советском разведчике, без преувеличения, обессмертила имена её создателей и актёров, став классикой мирового кинематографа и любимым фильмом о войне миллионов людей. Вся страна прильнула к киноэкранам и с замиранием сердца следила за жизнью и рабочими буднями полковника Исаева.
География съёмок фильма весьма обширна: Москва, Берлин, Майсен, Рига, Тбилиси. Режиссёр фильма - Народная артистка СССР Татьяна Лиознова, известная по таким работам, как «Три тополя на Плющихе» (1967), «Карнавал» (1981), «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), задумала и воплотила на киностудии имени Горького двенадцатисерийную экранизацию романа Юлиана Семёнова - мастера политического детектива.

События в фильме происходят с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Время и место действия остросюжетной драмы – Германия, канун победы во Второй мировой войне. Советский разведчик полковник Исаев, он же - штандартенфюрер СС Штирлиц, исполняет последние задания Центра, диктуемые ходом военных действий и политическими интригами верхов противоборствующих сторон.

Прототипами Исаева-Штирлица послужили несколько реальных людей, в том числе, известные разведчики Рихард Зорге, Николай Кузнецов, Абель, советский разведчик Исай Исаевич Боровой, живший в Германии с 1920-х годов, а позднее работавший в ведомстве Гиммлера, брат Сергея Михалкова – Михаил Михалков. Максим Максимович Исаев – герой повестей, который в качестве второстепенного или главного персонажа появляется на страницах многих произведений Юлиана Семёнова («Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен», «Альтернатива», «Майор «Вихрь», «Приказано выжить», «Экспансия», «Бомба для председателя» и др.).

Образ главного героя фильма Штирлица-Исаева (Вячеслав Тихонов) построен по принципу перевоплощения, двойной игры, своеобразного маскарада, несмотря на серьёзность и даже некоторую достоверность событий. Культовый статус этого произведения и его главного героя, в частности, возник благодаря двойственности существования разведчика в ставке врага.

Необходимо отметить тот факт, что шедевр советского кинематографа не состоялся бы никогда, если бы Татьяна Лиознова не привлекла к съёмкам творческий свет нации: По количеству актёров, удостоенных звания Народный артист СССР, этот фильм является лидером в истории советского кино. Этого высокого звания были удостоены Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Олег Табаков, Юрий Визбор, Ростислав Плятт, Евгений Евстигнеев, Василий Лановой, Екатерина Градова, Николай Прокопович, Леонид Куравлёв. И композитор Микаэл Таривердиев, неповторимая музыка которого легла в основу фильма. И песни на стихи Роберта Рождественского в исполнении Иосифа Кобзона.

Первые съёмки фильма состоялись в ГДР (Восточная Германия). Там предполагали отснять все натуральные эпизоды Штирлица в Берлине, а так же убийство им гестаповского провокатора Клауса в исполнении Льва Дурова. Однако выехать актёру за границу не удалось. Его подвело чувство юмора: во время работы отборочной комиссии, которая решала, достойны или нет артисты выехать за рубеж, Дуров неудачно пошутил, отвечая на вопрос «Как выглядит флаг СССР?» - «Он выглядит очень просто. Чёрный фон, на нём белый череп и две берцовые кости». Комиссия юмора не оценила. В результате Дуров остался в СССР, а сцены с его участием снимали в Подмосковье.

Одним из самых запоминающихся и пронзительных моментов в картине стала встреча Штирлица со своей женой в кафе. Изначально этой сцены не было в киносценарии. Автором идеи выступил Вячеслав Тихонов. Предполагалось даже, что в кадре вместе с женой будет и сын разведчика, который никогда не видел отца. Но Лиознова отказалась от этих мыслей, усмотрев недостаток в том, что если в кадре будет ребёнок, зритель «не заметит» женщины. А режиссёр хотела сделать акцент на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния.

Служба внешней разведки СССР высоко оценила этот эпизод и вынесла благодарность Элеоноре Шашковой, исполнившей роль жены Штирлица, от лица всех жён разведчиков за точно переданные на экране переживания и боль от разлуки.

В свою очередь, актриса, сыгравшая жену Штирлица, вспоминала, что ни как не могла справиться с ролью, пока в павильоне не появился Тихонов. Она взглянула в его глаза – и дубль был удачным. Под взглядом Штирлица советские женщины краснели, а мужчины застёгивали пуговку на воротнике. Вячеслав Тихонов признавался: глядя так пронзительно, он просто вспоминал таблицу умножения. Но в актёрской игре, как и на войне, все методы хороши.

Военная драма о разведчике, внедрённом в верхние эшелоны власти гитлеровской Германии, помогла советской разведке обрести своё воплощение в лице Максима Максимовича фон Штирлица, а немцы - человеческое лицо. Ещё бы, ведь Мюллера сыграл непревзойдённый Леонид Броневой, это была его первая кинороль, принёсшая актёру всесоюзную известность. Примечательно, что у съёмочной группы не было фотографии реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа гестапо далёк от оригинала: он был моложе. Высокий, сухощавый, горбоносый брюнет, а не низенький пухлый человек с добродушным лицом и лысиной, как в фильме. Позже Леонид Броневой утверждал, что если бы знал внешность настоящего Мюллера, то отказался бы от роли. Интересна история происхождения характерного движения головой во время раздражения, просто-напросто актёру был тесен ворот рубашки.

Олег Табаков наоборот, оказался так похож на Вальтера Шелленберга, что по воспоминаниям Юрия Визбора, после выхода фильмы на экраны, Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором актёра благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз «взглянуть на дядю Вальтера».

А Леонид Броневой и Леонид Куравлёв первоначально пробовались на роль Гитлера, но сыграли в фильме Мюллера и оберштурмбанфюрера СС Курта Айсмана. К тому же, не открою вам тайну, если скажу, что в Берне нет Цветочной улицы, а в некоторых сценах можно увидеть героев немецкого фильма «Мост».

Незабываемый голос за кадром – Голос, который знает вся страна. Голос, который решает всё. Голос – это богатый внутренний мир Исаева-Штирлица, отточенная мысль режиссёра Лиозновой. Он звучит взвешенно и спокойно, что бы не делал киногерой в своих сценах, говорит, когда разведчик бреется, молчит, спит,… И если герой Вячеслава Тихонова при всей своей респектабельности и проницательности немного зануда, то Голос сводит это занудство на «нет». Так читал авторский текст в фильме Ефим Копелян – актёр, который, смеясь, говорил: «Я у вас не Ефим Захарович, а Ефильм Закадрович».

Премьера фильма должна была состояться в 1973 году к Дню Победы, но была отложена по политическим соображениям, - в это время Л.И. Брежнев совершил визит в ФРГ.

Первый советский шпионский сериал был оценен по достоинству: в 1976 г. удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а в 1978 г. - премии КГБ СССР. А души советских зрителей он завоевал с первой серии. И подтверждение этому даже не миллионное количество просмотров, а тот факт, что реплики актёров вошли в народный фольклор и, прежде всего, в анекдоты - явный признак народной любви. А по этим фразам старшее поколение безошибочно укажет не только название фильма, но и киногероев, которые их произносят: «Штирлиц, как никогда, был близок к провалу». «Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный. Беспощаден к врагам рейха. Отличный семьянин, связей, порочащих его, не имеет». «Он спал глубоко и спокойно, но ровно через 20 минут он проснётся. Это тоже одна из привычек, выработанная годами». «Штирлиц, а Вас я попрошу остаться»…

И он остался. Этот по-настоящему патриотический фильм, как и прежде, смотрят зрители, сопереживая главному герою - образцу мужественности и чести, чья жизненная история возвращает нас в то далёкое время, которое не должно быть забыто.

Классика советского кинематографа. Художественный телефильм. Политический детектив. Военная драма… и всё это вместе - легендарная кинолента «Семнадцать мгновений весны».

Советское кино всегда было идеализированным. Можно бесконечно спорить о том, хорошо это или плохо, но факт остаётся фактом – все мы любим фильмы из СССР, они являются образцом чего-то светлого, чистого, настоящего, живого, фундаментального.

Подготовила Саша Лемза

У Вас недостаточно прав для комментирования