Давай с тобою поменяемся судьбою, махнём, не глядя, как на фронте говорят...

Свой рассказ начну с оптимистической ноты. Думаю, что многие, как и я, удручены тем, что не исполнили негласную заповедь – не выполнили перед Новым годом всех данных ранее обещаний. То ли дела закрутили, то ли понадеялись на русский авось. Но, как бы там ни было, не стоит огорчаться, так как Россия - единственная страна в мире, которая «активно и многократно отмечает Новый год».

Начинают жители Чукотки: 21 декабря они встречают Пэгытти – праздник первой звезды, а за ними уже все вместе – 1 и 14 января, Восточный Новый год (5 февраля) и завершают праздничное шествие славянское Новолетие, которое отмечают 21 марта, в День весеннего равноденствия и допетровский Новый год (сентябрь). Так что, уважаемые читатели, не стоит огорчаться. Как говорят герои известного рекламного ролика: «Есть ещё время есть «Меллер».

Успокоив себя таким незатейливым образом, я принялась исправлять ситуацию. Напомню, что в прошлом, 2018 году, я обещала рассказать о фильмах - юбилярах военной тематики. К 31 декабря заявленный триптих оказался незавершенным. А ведь, кроме кинолент «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни старики», речь должна была идти о легендарной экранизации романа Вадима Кожевникова «Щит и меч».

Книга вышла в свет в 1965 году и сразу стала бестселлером, в магазинах её моментально «смахивали с полок», а в библиотеках люди записывались в огромные очереди. Дочь писателя Наталья вспоминала, что отец был крайне недоволен этим, так как на второй план ушли его военные рассказы, которые автор считал наиболее ценными.

Роман был задуман как произведение о разведчиках, работающих в Америке. В 60-х годах прошлого века, на фоне ядерных противостояний двух держав - СССР и США, тема была весьма актуальна. Генерал-лейтенант КГБ Виталий Павлов, в те годы курировавший работу нелегалов за границей, даже устроил встречу писателя Вадима Кожевникова с легендарным Рудольфом Абелем, который, прочитав первые главы, наотрез отказался связывать своё имя с Александром Беловым - главным героем романа, уж очень он напоминал ему киношного Джеймса Бонда.

И тогда партийные идеологи предложили Кожевникову написать другой роман – о военных разведчиках. Так прототипом Белова стал известный разведчик – диверсант Александр «Зорич» Святогоров.

Идея экранизации романа появилась спустя год, когда стали думать, как кинематограф может отметить пятидесятилетие внешней разведки. Времени оставалось крайне мало, поэтому создание картины поручили «самому быстрому» режиссёру отечественного кино – Владимиру Басову, известному зрителям, как замечательный комедийный актёр и мастер эпизода: продавец пиявок Дуремар из «Золотого ключика», полотёр из «Я шагаю по Москве», шеф гангстеров из «Приключения Электроника», волк из фильма «Про Красную шапочку» и др. И только специалисты да настоящие любители кино знают его, как режиссёра пятнадцати прекрасных кинофильмов, среди которых «Дни Турбиных», «Метель», «Тишина».

За сценарий Кожевников и Басов взялись неохотно - оба прошли войну, и им совсем не хотелось создавать ещё одну пропагандистскую ленту о бравых советских разведчиках, которые лихо обводили вокруг пальца недалёких офицеров-фашистов, выуживая у них военные тайны. Но постепенно, по мере написания сценария, у них стало складываться своё видение картины. В результате полвека назад на экраны страны вышел фильм, который сломал все сформированные отечественным кинематографом стереотипы образа разведчика.

«Драма, приключения, военный» так с позиций сегодняшней кинорекламы можно классифицировать его серии «Без права быть собой», «Приказано выжить», «Обжалованию не подлежит» и «Последний рубеж». Фильм занимает 10 место в рейтинге 30 самых популярных кинофильмов за всю историю СССР.

И это не удивительно, ведь Владимир Басов подобрал замечательный актёрский состав: Алла Демидова, Йозас Будрайтис, Людмила Чурсина, Владислав Дворжецкий, одну из ролей (немца Бруно) режиссёр сыграл сам.

Лучшим актёром 1968 года журналом «Советский экран» за роль Вайса был назван Станислав Любшин.

Возьму смелость напомнить, что по сюжету, герой фильма Александр Белов, выехавший в 1940 году в Германию под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса (актёр Станислав Любшин), к 1944 достиг прочного положения в абвере, дослужился до чина обер-лейтенанта и был переведён в Берлин, в службу СС. В его задачу входит сделать карьеру, позволяющую иметь доступ к секретным документам, касающихся военных планов гитлеровской Германии относительно СССР. Вайс оправдывает ожидания своего руководства, начав карьеру в оккупированной немцами Польше. Для того, чтобы добиться соответствующего положения, Вайсу приходится вести постоянную трудную игру с сильным, умным и наблюдательным противником. Среди них молодой гестаповец Генрих Шварцкопф,  - убедительный кинодебют Олега Янковского.

Уже в первой части «Без права быть собой» нетрудно рассмотреть особенности постановки. Режиссёра Владимира Басова мало заботят эффектные ходы. Он сознательно отказывается от выигрышных моментов, стремясь к предельной достоверности – ему надо убедить зрителя, что всё это не киновыдумка, не детектив, а события, происходившие на самом деле.

«Щит и меч» - первый отечественный фильм без крови, без пошлости, без безумной ненависти к фашизму, без излишней самоуверенности. В картине всё было не так, как в привычном советскому зрителю фильме про военных и шпионов. Разведчику противостояли не карикатурные немецкие офицеры, а умные, вышколенные, дисциплинированные и образованные соперники, безупречные по внешнему виду – настоящая армия, готовая к большой войне. Даже аккуратная форма немецких офицеров, специально сшитая для фильма, производила впечатление и на актёров, и на потенциальных зрителей.

«Однажды на съёмках в Берлине мы пошли перекусить, вспоминает исполнитель главной роли Станислав Любшин, - Я, Олег Янковский и замечательный литовский артист Альгимантас Масюлис, который играл генерала. Перерыв был небольшой, времени переодеваться не было. И вот мы входим в немецких формах штандартенфюрера и офицеров, весь зал, который пил пиво, а там было человек триста, вскочил из-за столов с фашистским приветствием. Мы отдали честь и вышли из пивной. Так голодными и играли этих проклятых фрицев».

Какую сложнейшую психологическую маску должен сыграть сам разведчик, а за ним и актёр, исполняющий эту роль. Причём актёр должен сыграть ещё и так, чтобы за внешним рисунком проглядывались чёткие контуры подлинного лица его героя, заметные для зрителя, но не видимые противнику. Вот уж воистину двойная игра!

Первую серию - «Без права быть собой» - можно назвать вступительной. В ней Иоганн Вайс, настоящее имя которого Александр Белов, ещё почти не действует как разведчик. Перед ним поставлена задача: «Вживаться! Вживаться! Вживаться! Нужен Иоганн Вайс, не нужен и ещё долго не будет нужен Александр Белов». Так наставляет молодого человека его старший друг и напарник Бруно. И Вайс, засланный в Германию незадолго до войны с прибалтийскими репатриантами, вживается. Но каких это стоит усилий! И физических, и, что страшнее всего, моральных! Находиться непрестанно в среде фашистов, не иметь возможности вмешаться, когда вокруг творятся жестокие дела, произносить с весёлым и независимым видом ненавистные слова!

  Фильм снимали 14 месяцев, потом были «рабочие будни» - монтаж, озвучка, куча согласований, поэтому к планируемой юбилейной дате он не успел. По этой причине Владимира Басова неоднократно вызывали «на ковёр», но он стойко вытерпел всё.

Впоследствии режиссёр признавался, что мог бы создать киноленту быстрее, но мешали бюрократические проволочки, связанные с выездом киногруппы за границу: кроме Калининграда, снимали ещё в Польше и Германии. Немало времени заняла и озвучка. Но это того стоило: впервые в советском кино был точно подобран тон немецких песен и маршей, которые звучат лейтмотивом событий.

А когда пришло время утверждать картину, разразился страшный скандал из-за «неправильных героев».

Пока киноведы и кинокритики разбирались в достоинствах фильма, выбор за них сделали зрители, которые буквально штурмовали кинотеатры. Школьники переписывали друг у друга песни, созданные талантом В. Баснера и М. Матусовского. В конце года Станислав Любшин был признан лучшим актёром, а его партнёра по фильму, тогда ещё никому не известного Олега Янковского режиссёры стали наперебой приглашать в свои картины.

Этот фильм (очень – преочень, косвенно) является и частью моей биографии. Нет, я не была резидентом, но была внучкой Николая Лукича, который в Отечественную служил в разведке, никогда не делился с нами воспоминаниями, поражал внешностью и манерами «проклятых капиталистов», необыкновенными математическими способностями (легко умножал между собой пятизначные цифры) и фотографической памятью. Обо всём этом я вспомнила, просматривая эпизод, который условно назовём «запоминание Иоганном Вайсом карт с секретными заводами». Актёр талантливо показал титаническую, непосильную умственную работу, его напряжение передалось и мне. Вот когда я поняла истинное значение фразы «от напряжения мозги закипели».

Второй составляющей моих детских воспоминаний является название фильма. Просто название и больше ничего. Если «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни старики» я смотрела неоднократно, то «Щит и меч» - никогда! Но, тем не менее, он плотно связан с детством, с воспоминаниями о маме. А она была та ещё киноманка: выписывала журналы «Советский экран», «Искусство и кино», не пропускала премьеры новых фильмов, декады зарубежных фильмов в главном кинотеатре Хабаровска – «Гигант». А потом долго и эмоционально обсуждала всё это с подругами. С особым придыханием речь шла о кинофильме «Щит и меч». Не помню ни чего, кроме восхищённых отзывов. Постепенно воспоминания стёрлись, поэтому никогда не появлялось желания посмотреть и выяснить «а что же в нём такого?»

И вот момент настал. Прежде, чем писать эту статью, я посмотрела этот филь и была шокирована с первых минут просмотра.

Во-первых, подумала, что скачала не ту ленту. Явно смотрю зарубежный ролик. Натура (городской пейзаж, помещения и т.п.) ни как не могли быть сняты в 1968 году в СССР, да ещё на шостковской киноплёнке фабрики «Свема»! Передо мной был высококачественный фильм зарубежного производства. А кто мне сказал, что это отечественный фильм! Пришлось отложить просмотр и просить помощь у Википедии. Точно – наш! Брависсимо Владимиру Басову и его единомышленникам!

Во-вторых, как могли в 1968 пропустить ТАКОЙ фильм! Фильм, в котором показаны настоящие офицеры, пусть и немецкие. Офицеры, которые почему-то напомнили мне русское воинство 1812 года. Удивительно то, что чёрная форма войск СС так гармонично сочетается в советском кино со славянскими лицами наших актёров. Это первый, просмотренный мною фильм, в котором немцы показаны без шаржа. Это первый, просмотренный мною фильм, в котором звучат слова: «не все немцы – фашисты».

В- третьих (и самых главных!), на тот момент после войны прошло всего 29 лет. Создатели картины вынесли на своих плечах все испытания военной годины, кто на поле брани, кто в тылу (в том числе, в блокадном Ленинграде), а кто и в концлагерях. А режиссёр - капитан Владимир Басов был командиром миномётной батареи.

А чего стоит только один эпизод с детьми в концлагере! Это нужно иметь стальные нервы, чтобы сыграть - прочувствовать такое! Гамма чувств, отражённая в глазах Иоганна Вайса, нет, Александра Белова, - боль, ненависть,… И находка – «Кормить. Кормить, как следует, усиленно, так как дети - это дорогой товар».

Вот потому фильм нужно смело рассматривать как гражданский подвиг всей киногруппы. И ни как иначе!

Я обману вас, если скажу, что просмотрела фильм на одном дыхании. Не верьте никому, кто так говорит. Но и оставить просмотр на долгое время не получается, он тянет к себе, давая время на передышку чтобы справиться с нахлынувшими чувствами, в том числе и с душевным ознобом.

Я думаю - может быть к лучшему, что навёрстывая упущенное, некоторые вещи мы открываем только сейчас? Потрясающий, легендарный, сильный фильм нужно смотреть взрослому человеку, воспитанному на патриотизме нашей страны.

И если вы, как и я совсем недавно, думаете, что ни когда не соприкасались с кино - эпопеей «Щит и меч», - вы ошибаетесь. В нашей стране нет ни одного такого человека, потому что песня «С чего начинается Родина» стала негласным гимном нашей с вами страны и со временем ещё сильнее берёт за душу, а вторая – «Махнём, не глядя!» уже полвека не сходит с концертных площадок.

Время неумолимо быстро летит. События стираются из памяти. Такие фильмы не дают их забыть.

Подготовила Саша Лемза

У Вас недостаточно прав для комментирования