После окончания в июне 1943 года 10 классов Троицкой средней школы, я работал в леспромхозе возчиком на лошади, а с началом осенней кетовой путины - в рыболовецкой бригаде. Вечерами часто дежурил в военкомате. В конце сентября уехал учиться в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Летом 1944 года после первого курса я прошел практику в городе Чите в котельном цехе паровозоремонтного завода. В октябре со второго курса был призван па службу в военно-морской флот в город Владивосток.

Полгода учился в учебном отряде Тихоокеанского флота на Русском острове, затем менее двух месяцев служил машинистом-турбинистом на эсминце «Расторопный». Во второй половине мая 1945 года был в составе команды направлен в США, где в течение июня-июля осваивал новый для нас американский фрегат ЭК-2 (эскортный корабль) в качестве машиниста. С этих пор корабль стал моим домом на долгие 4 года и 7 месяцев. В начале августа точнее 6-го числа, наш корабль через Охотское море и Татарский пролив прибыл во Владивосток на постоянную нашу базу. В течение трех суток готовили свои машины к боевым действиям.

В ночь на 9 августа 1945 года с десантом морской пехоты (батальон майора Бараболько) вышли в боевой поход к берегам Кореи. По боевому расписанию я находился в кормовой аварийной партии, которую рано утром направили в помощь морским пехотинцам. Было это в порту Сейсин (ныне Чхонджин). Порт немного раньше захватили разведчики Героя Советского Союза капитан-лейтенанта Леонова (после этих боев - дважды Герой). Они были прижаты японцами к берегу, и наша помощь подоспела как раз вовремя.  Наша группа в составе 26 человек, куда, кроме моряков ЭК-2, входили моряки с тральщика, под командованием флагманского артиллериста капитана третьего ранга Терновского при поддержке десанта морской пехоты и огня артиллерии главного калибра нашего ЭК-2 оттеснили японцев за пределы порта и далее.

Бои шли весь день 9 августа, за счет прибывших к японцам подкреплений нас оттеснили снова к порту. По распоряжению командования мы все вернулись на свой корабль. Наш ЭК-2 после этих боев, забрав раненых и убитых, ушел на базу.

Пополнившись всем необходимым, мы снова прибыли в порт Сейсин с основными силами десанта на больших транспортах, и порт уже окончательно был освобожден от японских милитаристов.

После боев в Сейсине капитан третьего ранга Терновский стал Героем Советского Союза, также как и командир нашего корабля и старшина второй статьи В. Моисеенко. За участие в операции на берегу я был представлен к награждению медалью «За отвагу» в числе других своих товарищей. Получил боевую награду уже после окончания войны с Японией.

После Сейсина наш корабль ЭК-2 ходил на Южный Сахалин, в другие порты в течение длившейся войны. Кораблю было присвоено гвардейское звание. После окончания войны я участвовал в сдаче корабля в конце 1949 года и еще двух других фрегатов поочередно американцам в Токийской бухте Японии.

В апреле 1950 года, в конце месяца, после почти шести лет службы был демобилизован, вернулся в Троицкое. После небольшого отдыха уже в июне 1950 года поступил работать опять в Троицкий ЛПХ инженером по технике безопасности, а летом 1951 года стал помощником старшины катера «Шумный».

Осенью 1951 года был от предприятия направлен учиться в Красноярск и в июне 1954 года окончил трехгодичное отделение лесоинженерного факультета Сибирского лесотехнического института по специальности инженер-технолог по лесоэксплуатации. Так до ухода на пенсию летом 1983 года работал по своей специальности в лесодобывающей промышленности Приамурья.

Материал предоставлен М.И. Юсуповой

У Вас недостаточно прав для комментирования