Проект наставничества «Стань старшим другом» на базе нашего учреждения КГКУ Детский дом 37 с. Найхин был создан по соглашению с Детским домом № 4 г. Хабаровск, конечно в городе много ресурсов для воплощения такого опыта работы. Но и нам с вами тоже есть чему поучиться и помочь детям.

О проекте

Наш проект стартовал в прошлом году. Результаты, к сожалению, не ошеломляющие, но всё же не зря! За время проекта было создано 3 пары «наставник-воспитанник», в настоящее время осталось только одна. Но мы не расстраиваемся, потому что знаем: вы к нам проя́вите свой интерес!

Проект «Стань старшим другом» является частью международной волонтерской программы Big Brothers Big Sisters (Старшие Братья Старшие Сестры России), одной из самых эффективных программ индивидуального наставничества для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Программа наставничества – международное движение, и оно работает в 13 странах мира (Россия, Украина, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Германия, Нидерланды, Ирландия, Польша, Болгария, Израиль, Бермуды, Южная Африка).

У нас в России в качестве юридического лица организация появилась в 2003 году, назвав себя Межрегиональная общественная организация «Старшие Братья Старшие Сестры». Представители организации используют международные технологии, но адаптировали их к российскому социуму, к нашим условиям и реалиям. Финансирование деятельности организации осуществляется за счёт благотворительных фондов, спонсоров, меценатов.

«Старшие Братья Старшие Сестры» работают в России (Москва, Питер, Новосибирск, Красноярск) уже более 10-и лет и за это время соединили 200 с лишним пар. А это значит, что две сотни мальчишек и девчонок из детских домов и трудных семей встретили дружественно настроенного человека, многому научились, лучше подготовились ко взрослой самостоятельной жизни – да и, самое главное, обрели человеческое тепло и внимание, которое было им необходимо.

Наша цель: помощь детям, подросткам и молодым людям, нуждающимся в поддержке, раскрыть свой личностный потенциал через индивидуальное общение с волонтером-наставником.

Наша значимость: наставник играет очень важную роль в жизни ребенка. Он становится для него старшим другом, источником советов, поддержки, внимания и заботы. Старший открывает своему подопечному дверь в большой мир и дарит ему надежду на более счастливое и успешное будущее. Опыт показал, что у ребёнка и подростка, имеющего наставника, появляется радость к жизни и к людям, повышается уверенность в себе, он становится более коммуникабельным, более заинтересованным в происходящем вокруг и склонен уделять большее внимание учебе.

Направления проекта:

1. Индивидуальное наставничество для воспитанников детского дома (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 10 до 18 лет).

2. Индивидуальное наставничество для выпускников детского дома (лица из числа детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения, после выпуска из детского дома в возрасте от 18 до 23 лет).

Мне хотелось бы для ещё большей вашей уверенности об успехе в наставничестве привести несколько примеров.

История 1-я.
«Леша и Андрей»

Андрей – артист Музыкального театра, глава семьи, а еще – друг. Казалось бы, а что особенного: у всех у нас есть друзья. Но история этой дружбы – не совсем типична. Андрей и его жена Мария стали участниками проекта «Стань старшим другом», который реализуется КГКУ Детский дом №4 города Хабаровска. Вот уже больше года они дружат с Лешей – симпатичным пареньком, гоняющим футбольный мяч и, как и все в этом мире, нуждающимся в совете опытного и просто хорошего человека.

Глазами Андрея…

«Помогать другому – это не подвиг, а потребность любого человека».

Когда я получила предложение прийти на встречу наставников и познакомиться с первыми наставниками, чтобы рассказать их историю дружбы с ребятами из детского дома, то пыталась представить этих людей, понять их мотивы. Впрочем, как это обычно бывает, ожидание и реальность не совпали. За столом сидели очень разные, такие не похожие друг на друга люди, но которых связывало что-то незримое глазу. Может, доброта?

Неделей позже, беседуя с Андреем (одним из наставников) за чашкой чая в одном из кафе города, я пыталась разобраться в тонкостях этой дружбы.

- Андрей, вы с Лешей…

- Друзья. Это самое лучшее определение.

- А что такое дружба для вас?

- Это общение. Это разговоры по душам, поддержка друг друга. Это значимая часть человеческой жизни. С Лешей мы можем погонять в футбол, сорваться в кино или кафе.

Глазами Леши….

"Я думаю, что умею дружить".

Алексей - обычный пятнадцатилетний мальчишка, любящий футбол и вообще жизнь. Та самая жизнерадостность сквозит через его серьезность и небольшое смущение в разговоре со мной: все же дружба – дело личное, а тут незнакомке об этом рассказывать. Это непросто.

- Леш, скажи, а что такое дружба?

- Это доброта, честность, помощь того, с кем ты дружишь. Я думаю, что я умею дружить. И с Андреем и его семьей мы дружим уже больше полутора лет.

Глядя на этого симпатичного мальчишку, веришь, что любая встреча на нашем пути – не случайна, а когда люди на нем возникают еще добрые и отзывчивые – тогда наша жизнь тоже меняется. Для кого-то капля в море – это ничто, а для кого-то в этой капле отражается целый мир. Мир, который можно изменить к лучшему, что доказывают Старшие друзья и их подопечные.

История 2-я.
«Ирина и Вадим»

Ирина Евтушенко навещает Вадима уже два с половиной года. Каждую неделю приезжать в детский дом непросто, но такая стабильность приносит отличные результаты: Ира с Вадимом прекрасно ладят. А если вдруг не находится тем для разговора, всегда можно задать вопрос о футболе - это неиссякаемая тема для бесед! Ира очень активная, катается на сноуборде, ездит верхом на лошади, путешествует. Наверное, поэтому она нашла общий язык с подростком.

Еще в институте Ирина задумывалась о помощи детям: хотелось помогать, но прийти просто так в детский дом девушке казалось странным. Она думала о том, что там делать, сомневалась: готова ли морально к этому.

«Наставником быть я не собиралась, планировала заниматься с детьми уроками, проводить возможные мастер-классы. На собрании для новых волонтёров познакомилась с другим волонтером Елисеевой Кариной. Именно она и познакомила меня с моим подопечным».

Ира говорит, что наставничество изменило ее саму: «Изменилось отношение к людям. Я научилась принимать людей такими, какие они есть».

Признается: «Я чувствую только положительные эмоции. Бывает, идешь к ребёнку, а настроение не очень хорошее, но после того, как проведешь в его окружении несколько часов, ну, или весь день, понимаешь, что настроение уже давно изменилось, и ты уже совсем забыл, что оно было плохим. Однажды летом на территории детского дома дети строили шалаш, а я сидела, наблюдала за ними. Внезапно они разбежались по полю и нарвали мне букет полевых цветов, это было очень приятно. Дети умеют дарить радость».

Наставник – не спонсор, и не приемный родитель. Это друг, с которым ребенок может обсудить то, что его беспокоит, получить совет и поддержку и после выпуска из детдома.

Мы рады будем видеть вас в стенах нашего детского дома, не оставайтесь равнодушными, будьте активными и получите от этого массу удовольствия и успеха!

Звоните: 8-924-411-44-37 Ольга, 8-914-186-47-46 Маргарита, 8-914-172-66-76 Ляна - мы обязательно вам ответим!

Старший воспитатель Ольга Сарголь,
детский дом 37 с. Найхин.
Информация с сайта Детский дом 4, Фонд «Счастливое детство

У Вас недостаточно прав для комментирования