На страницах нашей газеты мы задумали триптих, посвящённый кинофильмам о Великой Отечественной войне, отмечающим в этом году свои юбилеи. Совсем недавно рассказали о легендарном советском сериале «Семнадцать мгновений весны».

Второй юбилейной кинолентой военной тематики стал любимый миллионами светлый, музыкальный, искренний фильм «В бой идут одни старики», которому в этом году исполнилось сорок пять лет. Сорок пять лет поэме храбрости, верности долгу и профессионального мастерства. Лётчики-асы, как звёзды в любимом ими небе, вспыхивали и не всегда успевали сказать «Будем жить!».

А ещё это - фильм-память, фильм – исполнение юношеской мечты сценариста, режиссёра и исполнителя главной роли Леонида Быкова, который в 1945 году поступал в лётную школу, но не был принят. На то было две серьёзнейшие причины: обманул приёмную комиссию, прибавив себе годик-другой, и был тут же уличён во лжи. Но не это главное - в суровое послевоенное время многие мальчишки «грешили» этим. Не соответствовал бравый Леонид Быков по «лётным параметрам» - ростом не вышел.

И всё-таки мечта сбылась! Артист научился управлять самолётом во время съёмок фильма. А осуществление второй мечты – снять фильм о лётчиках - далось ох, как не просто. Хотя ещё в 1967 году был такой шанс: Леониду Быкову предложили экранизировать роман Владимира Кунина «Хроника пикирующего бомбардировщика». Но «не срослось»: не сошёлся во взглядах с автором. Камнем преткновения стала песня «Смуглянка», которую режиссёр непременно хотел включить в картину, что категорически отвергал автор.

Но всему своё время! «Смуглянке» было суждено стать не только украшением, но и визитной карточкой киноленты «В бой идут одни старики».

Съёмки фильма проходили под Киевом, в условиях, максимально приближенным к натуральным, на аэродроме ДОСААФ. Роль советских истребителей в фильме исполняли учебно-тренировочные самолёты ЯК-18. Роль «мессершмиттов» – чехославацкие спортивно-пилотажные «Злин Z-326 Акробат», ими управляли лётчики ДОСААФ.

За кажущейся лёгкостью, непринужденностью, искренностью, пронзительностью этого «военного авиационного романса» стоит кропотливый труд Леонида Быкова и его съёмочной группы. Во время работы он общался с огромным количеством ветеранов. Результатом этих встреч стали реальные прообразы героев и событий.

Прототипом главного героя, командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко, стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин и Дмитрий Титаренко (ведомый трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба), позывной которого «Маэстро» и отдельные эпизоды были взяты из реальной жизни.

Также появился в сценарии и Вано - в память о фронтовом друге и первом непосредственном командире Кожедуба, отважном грузинском лётчике, младшем лейтенанте Вано Габуния, героически погибшего при таране немецкого истребителя.

История Героя Советского Союза Надежды Поповой и Героя Советского Союза Семёна Харламова легли в основу любовной линии киноленты.

Кинофильм был восторженно встречен зрителями и высоко оценен теми, кому она посвящалась – военными лётчиками-фронтовиками, сражавшимися с немецкими асами. Так, легендарный лётчик, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Покрышкин, к которому обратился Быков с просьбой выделить ему для съёмок пару самолётов военных лет, прочитав сценарий, выделил сразу четыре.

Чиновники от кино не хотели выпускать ленту в прокат, сочтя её слишком «легковесной» для произведения о войне. В этой затруднительной ситуации первыми на защиту фильма встали маршал Александр Покрышкин и дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков, послуживший прототипом при создании образа Маэстро-Титаренко.

Александр Покрышкин был в числе первых зрителей фильма. Во время просмотра он очень эмоционально реагировал на происходящее на экране. А после окончания сеанса, с трудом сдерживая чувства, произнёс: «Всё так и было» - и эта фраза осталась высшей оценкой работы Леонида Быкова и его коллег.

Если фильм любят спустя сорок пять лет, он не пустой. Он, несомненно, искренний. Он про людей. Он даёт эмоциональную разгрузку для тех, кто помнит, что война - это потери. В нём есть всё, что для этого нужно: и чтоб спеть, и чтобы лица хорошие, и чтобы над погибшими поплакать. Не зря фронтовика Смирнова увезли со съёмок с сердечным приступом – эмоционально надорвался со сценой у могилы.

Хороший, нужный и даже целебный разговор со зрителем.

Старики и «желторотики», а «старикам» - по двадцать лет. Но «желторотиков», выпускников ускоренного выпуска военных училищ, по возможности, в бой не пускали, берегли.

Капитан Титаренко подбирал в свою поющую эскадрилью ребят поющих. Им ещё многое предстояло испытать: и жар боёв, и радость первой победы над врагом, и величие братства, скреплённого кровью, и первую любовь, и горечь утраты и… Настанет день, когда по команде «в бой идут одни старики» бывшие «желторотики» бросятся к своим машинам.

Яркие характеры персонажей, неповторимый юмор, запоминающиеся фразы, многие из которых стали крылатыми, лирические и драматические линии сюжета, замечательные песни, великолепно подобранный состав актёров, среди которых – сам Леонид Быков (выступивший в фильме в качестве режиссёра, одного из авторов сценария и исполнителя главной роли), Алексей Смирнов, Владимир Талашко, Евгения Симонова, Ольга Матешко, Сергей Иванов и другие, - всё это принесло картине заслуженную славу и сделало поистине народным фильмом, до сих пор пользующимся любовью зрителей.

В мае 2009 года, накануне Дня Победы, мастера компьютерной графики закончили работу по «расцвечиванию» фильма «В бой идут одни старики» и «Семнадцать мгновений весны». В результате чего зрители смогли увидеть любимые фильмы в обновлённом виде.

По мнению авторов «цветного» проекта, это не только привлекло молодое поколение, любящее больше цветные фильмы, но и восстановили историческую справедливость: в своё время Быков очень хотел сделать свой фильм цветным, но не был любим чиновниками украинского Госкино, поэтому ему урезали бюджет на 350 тысяч рублей и цветной плёнки не дали, объяснив, что она предназначена на хорошее серьёзное патриотическое кино.

Сегодня фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики» занимает по посещаемости 61 место за всю историю советского кинопроката, а это дорогого стоит! В 1974-ом - году выхода на экраны - фильм собрал 45 млн. кинозрителей, став самой кассовой лентой года.

Заслуги киногруппы были оценены по достоинству: в 1974 году фильм был удостоен «Серебряной медали имени Александра Довженко за произведение на героико-патриотическую тему», Первой премии «За лучшую мужскую роль» (Леонид Быков) на Восьмом Всесоюзном кинофестивале в Баку, Специального приза жюри «Хрустальная ваза», премии Центрального Комитета Союза чехословацко-советской дружбы на Девятнадцатом Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия), Гран-при Международного кинофестиваля «Фильмы за свободу» в Сопотце (Югославия), главной премии – статуэтка «Свобода» (Польша) на Третьем фестивале фильмов о свободе и революции.

В 1977 году за фильм «В бой идут одни старики» и «Аты-баты, шли солдаты» Леонид Быков стал лауреатом Государственной премии Украинской ССР имени Тараса Шевченко.

Героям фильма капитану Титаренко и механику Макарычу были установлены памятники в Киеве и Харькове. А военные подвиги Макарыча - Алексея Макаровича Смирнова, участника Великой Отечественной войны - были отмечены медалью «За отвагу», орденом «Красной звезды», двумя орденами «Славы» и медалью «За боевые заслуги».

Интересно, но факт: во время Великой Отечественной войны поющая эскадрилья на самом деле существовала.

Первоначально на роль Смуглянки Леонид Быков планировал взять Анатолия Матешко, но актёр «ушёл в другую картину». Ему на смену взяли студента первого курса Киевского театрального института Сергея Подгорного. Молодой артист настолько точно попал в образ, что после выхода картины на экраны с ним встретилась мать настоящего Виктора Щедронова и поблагодарила, сказав: «Спасибо, Витя!»

Фильм стал дебютом для Евгении Симоновой.

А Ромео – Рустам Сагдуллаев - одновременно снимался в двух фильмах. В другом по роли у героя должны были быть длинные волосы, что не допустимо для советского лётчика, поэтому актёр большую часть фильма носит шлем.

Многочисленные фразы героев стали частью советского и пост-советского фольклора. Давайте вспомним несколько цитат бессмертного фильма:

«Живых к живым всегда распределить успеем».

«Макарыч! Принимай аппарат! Во! Махнул не глядя!»

«От винта!»

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя душа просит музыки вдвойне!»

«Война – это всё преходяще, а музыка вечна!»

«А я, между прочим, не в филармонию пришёл наниматься».

«Лейтенант, возле самолёта не курите! А я не затягиваюсь».

«Пацанов не брать! В бой идут одни старики».

«Шекспир сказал… гуляй, Вася».

«Ладно, споёмся».

«Будем жить, пехота».

«Не могём, а мо́гем».

«Спокойно, не надо оваций».

«Любовь. Мы вот с Серёгой от Бреста до Сталинграда топали – с любовью…Я по этому маршруту смогу через сто лет без карты летать… Потому что по всему маршруту могилы наших ребят из поющей… и там не одна эскадрилья, там дивизия легла! А сколько ещё… Вот в Берлине, где-нибудь на самой высокой уцелевшей стене, я с огромной любовью напишу: «Развалинами рейхстага удовлетворён», и можно хоть домой, сады опрыскивать»…

И они опрыскивали сады, засевали поля, восстанавливали города и сёла, фабрики и заводы, колхозы и совхозы… и учились заново жить. Жить в мирное время за себя и за того парня, который не смог расписаться на стене рейхстага.

Вот обо всём об этом пронзительный и искренний фильм-ПАМЯТЬ, фильм-БОЛЬ, фильм-НАСЛЕДИЕ, фильм-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ».

Подготовила Саша Лемза

У Вас недостаточно прав для комментирования