«Я садовником родился…» - помните слова этой детской игры-считалочки? Так вот, речь сегодня пойдет о талантливейшем человеке, для которого взращивание цветов – профессия, и хобби, потребность и жизненное кредо. Цветы во всех ипостасях этого понятия окружают её – флора и дети. «Дети?! – поморщитесь вы, - как банально! Скажите ещё – «дети – цветы жизни». И скажем! Банально, заежжено, тысячу раз цитировано. Банально для нас, в общем смысле, но не для неё. И не для нас, если хоть раз соприкоснулись с этим удивительным явлением – Людмила Зефридовна Запека. Учитель с большой буквы, тонко, бережно, профессионально заботящийся о наших детях и цветах. Дети + цветы – главное в её жизни. Это аксиома, не требующая доказательств. Но сегодня в День учителя встанем у школьной доски, поправим косички и приступим к доказательствам.

Дано: школа № 3 с. Троицкое, учитель (директор) – Запека Людмила Зефридовна.
Цветы – флора.
Цветы – дети.
Вопрос: сколько места в её сердце занимают цветы-флора, и сколько  цветы-дети?

Доказательство №1: не поленитесь, пройдитесь по улице Калинина до начальной школы. Дошли? А теперь смотрите. Ну, как? Захватывающее зрелище? Нет, здесь не работал ландшафтный дизайнер. Руку ко всему этому великолепию приложил педагог. «Ну и что? – скажите вы,- развела цветочки. Тешит своё ретивое. Нет, чтобы детей читать-писать учить! Делает из них колхозников, а району нужны специалисты».

«Зри в корень!» - как сказал небезызвестный Козьма Прутков: во-первых, согласимся, району действительно нужны специалисты, в т.ч. и в области сельского хозяйства. Во-вторых, работа на школьном участке – часть творческой педагогической деятельности, в которую включен, практически весь спектр учебных дисциплин: окружающий мир, технологии, литературное чтение, музыка, изо, физкультура,… Выращивание цветов – это не разовое мероприятие, а систематический, запланированный, методически выверенный проект «Школьный двор». Ему три года. Сразу после новогодних каникул дети под чутким руководством учителей начинают выращивать рассаду, ухаживают за ней, переживают, бегают в соседние классы – сравнивают результаты. Совместное дело, общая цель объединяют. Это позитивно сказывается и на микроклимате семьи: ребята бесконечно теребят родителей, бабушек и дедушек советуясь, задавая вопросы по уходу за растениями. Теперь, уважаемый читатель, видите, как простое занятие на наших глазах превращается в воспитательный процесс? «Макаренко», - скажете. Не будем спорить. Труд традиционно используется педагогами всех времен и народов.

Но вернемся к цветам, а точнее - к проекту «Школьный двор». Рассада выращена и даже высажена на клумбы, теперь в дело вступает заводила всех летних каникул профильный отряд «Экознайка ». Это вам не просто дети, это настоящие юные профессионалы. Ту красоту, которой сегодня мы пригласили вас полюбоваться, все лето поливали, рыхлили, т.е. окружали заботой именно они. Осенью подводятся итоги: поздравляют и награждают победителей и, в первую очередь, профильный отряд. Это не школьное мероприятие, а событие в жизни каждого ребенка под названием «Экологическая неделя», в рамках которой проводится фестиваль «Золотая осень». Яркие отголоски последнего до сих пор ещё украшают школьные коридоры: рисунки, поделки и цветы.

Много цветов в классах. Красивые ухоженные комнатные растения. И рядом со всем этим великолепием – довольные рожицы детей, славно поработавших и отдохнувших летом. Не случайно школа заняла второе место в муниципальном конкурсе программ летнего отдыха и занятости детей и подростков «Страна чудодетства». Награда в тридцать тысяч рублей – ресурсная основа для решения воспитательных задач 2018 года.

Аксиома - вещь великая, и ученые всего мира давно договорились не оспаривать ее. А мы взялись и запутались, завязнув в вопросе «цветы-дети-цветы». «Назвался груздем – полезай в кузов», поэтому попытаемся если не решить задачу, то хотя бы по старой школьной привычке «подогнать под ответ».

Доказательство №2: идет по селу Учитель. Человек большой души и доброго сердца. Встречные - и стар, и млад - здороваются с ним, а он всем отвечает. Помнит по именам, знает о проблемах и радостях, поможет советом, просто улыбнется - и на душе станет теплее. Уже сорок лет Людмила Зефридовна работает в образовании, двадцать шесть из них директором школы. В 1977 году окончила Николаевское педагогическое училище, а через десять лет – Комсомольский-на-Амуре педагогический университет.

В совершенстве овладела педагогической триадой: её знания, умения и навыки позволяют сегодня работать с самой сложной группой – специальным коррекционным классом восьмого вида. Использование современных педагогических технологий делают её уроки нетрадиционными, яркими, насыщенными. Психологически комфортная ситуация позволяет говорить о творческом взаимодействии учителя с учеником. Изучив особенности развития детей данной категории, определив направления коррекционной работы, Людмила Зефридовна создала собственную систему, которая была одобрена методическим советом района, представлена педагогам и теперь широко используется на районном, краевом, федеральном уровне.

Не счесть заслуг учителя и организатора педагогической деятельности: Лауреат премии Главы района, Нагрудный знак «За заслуги в образовании РФ», «Почетный работник общего образования Российской федерации», Грамота Губернатора Хабаровского края, Благодарственное письмо представителя Правительства края по социальным вопросам, и проч., и проч. в виде всевозможных дипломов, писем, грамот.

Памятуя слова великого Державина, скажем, что нет большей награды, чем успехи учеников. А они радуют свою первую учительницу активным участием и призовыми местами в различных олимпиадах, конкурсах и викторинах.

Ну, вот здесь, вроде, не увязли, доказали, что дети – цветы жизни, бережно взлелеянные Учителем. Но эта «клумба» знает не одни только руки. Невозможно добиться таких результатов в одиночку. Это тот пример, когда один в поле не воин. И мудрый организатор (читайте, «директор школы») собрала поистине уникальный педагогический коллектив единомышленников. Настоящую команду творчески сплоченных людей: восемнадцать высококвалифицированных педагогов. Они талантливы, открыты всему новому, сильны в проектной деятельности, легки на подъем, а самое главное - впитали «вирус Запёки» - не проходящую любовь к детям.

Им есть, чем гордиться! Ей есть, кем гордиться!

Задача решена. Ответ не пришлось «подгонять», но предвижу лукавый вопрос читателя: «А что, Запёка Людмила Зефридовна старая дева, не имеющая семьи? При таком цейтноте деятельности невозможно найти силы и время на личную жизнь!».

А вот и нет! Русская пословица: «Сапожник без сапог» в данном случае не работает. Людмила Зефридовна давно и прочно замужем, имеет троих детей и семеро внуков. Дочери продолжили педагогическую династию, сын – настоящий мужчина с техническим образованием, награжден медалью «Участнику борьбы со стихией на Амуре». Так что и на домашней клумбе цветы удались на славу.

«Мамка Запёка» (цитата из отзыва коллег) радеет сразу над всеми цветами – учениками, педколлективом, семьей.

Тяжел учительский труд. Заботы не отпускают ни днем, ни ночью. Сколько вопросов нужно решить! Сколько всего подготовить на завтра! Дети не дадут расслабиться ни на минуту! Не простят халтуры! Своим сердечком сразу почувствуют фальшь!

Учитель – настоящий герой нашего времени. И сегодня от всей души хочется поздравить с праздником Людмилу Зефридовну Запёку, её сплоченный, высокопрофессиональный творческий коллектив, а в их лице - всех педагогов района! Сил вам, терпенья, здоровья, мира, достойной оценки труда, исполнения «всех мечт»! И пусть вам наградой будет россыпь детских улыбок – настоящих цветов жизни!

Саша Лемза
Фото Любови Степанюк
и из семейного архива Л.З. Запёки

Добавить комментарий

Уважаемый Читатель! Закон о СМИ запрещает публиковать высказывания, разжигающие вражду по религиозному, национальному и даже половому признаку, а также нецензурные выражения в любом виде. Поэтому будьте корректны, чтобы Ваше высказывание не стало причиной Вашей блокировки.


Защитный код
Обновить