Вновь иду по школьным коридорам
И, радостные слезы не тая,
Спешит навстречу ласковая, добрая
Учительница первая моя…

Знакомство с Галиной Леонидовной Маниной - учителем начальных классов Троицкой школы № 1 состоялось на короткой перемене после первого урока второй смены.

- Вы извините, мне сейчас деток надо накормить.

Все понятно. Но прошу разрешение присутствовать на следующем уроке и получаю согласие. Пока дети обедают в школьной столовой, занимаю свободное место на последней парте среднего ряда.

Быстро съев свои порции, третьеклашки начинают собираться в классе. И. как всегда в таких случаях, любопытство пересиливает стеснение.

- А вы что ли у нас будете учиться?

- Да это же комиссар полиции!

С чего вдруг такой вывод? Объясняю обступившим меня ребятишкам, что работаю не в полиции, а в районной газете.

- А тогда вы к нам зачем пришли? Правда, будете учиться? – любопытные глазенки со всех сторон.

- Поучусь один урок. Какой сейчас будет? Русский? Тогда, тем более. Очень важный урок. А учительница у вас хорошая?

- Да!! Да!!! – все сразу хором.- Хорошая-хорошая!

- Тогда я про нее в газету напишу.

- Ура! Про Галину Леонидовну в газету напишут! Ура!

- А про нас тоже напишете?

Уже вот и написала. Детки много имен называли, жаловались чуть-чуть друг на друга: кто слушается на уроках, кто балуется иногда. Мой сосед по парте тоже как выяснилось, не очень добросовестный ученик. Пролистала его тетрадку по русскому языку, лежавшую на парте. Красной пастой аккуратным красивым почерком учителя там написано почти столько же, сколько и его синей.

- И не стыдно?

- А он у нас такой. Но все равно мы все друзья.

Буквально несколько минут такого непосредственного общения с детьми, а столько о них узнала. И про учителя, конечно. Но звенит звонок на урок. Галина Леонидовна, слегка улыбаясь, наблюдавшая за нашей беседой, встает из-за своего учительского стола. Дети моментально разбегаются за свои парты.

- Все знают, что надо делать?

Знают все. Быстро достают и открывают свои книжки, которые читают дома. Как потом объяснила Галина Леонидовна, две-три минуты чтения успокаивают детей после бурных переменок, помогают сосредоточиться.

- Достаточно. Начинаем урок. Открыли тетрадки, записываем…

Что есть язык? И физическая составляющая человека, и звуки, и… твердые согласные, парные, слова с ними. Хоть снова иди в школу учить правила. Но дети отвечают. Работает весь класс. И вдруг:

- Положили все ручки. Потянулись вперед руками. Прогнулись. Раз, два. Теперь руки в стороны и поплыли плавно. Плывем, плывем.

Учитель сама проделывает эти упражнения с детьми – они повторяют все ее движения, как птицы, плавно машут руками. 15 -20 секунд. Этого достаточно, чтобы дети расслабили мышцы рук. И урок продолжается.

- Надя, прочитайте пожалуйста задание на сегодняшний урок.

Девочка встает, читает.

- Садитесь, спасибо.

Была слегка шокирована в хорошем смысле этого слова. Учитель разговаривает со своими третьеклашками на "вы", за каждое правильно выполненное поручение или задание говорит «спасибо». Среди взрослых такое не часто услышишь. Урок проходил очень интересно. Даже сидевший рядом мальчишка, искоса на меня поглядывая, тянул порой руку. И отвечал правильно. Радовалась за него. Но вдруг над входной дверью замигал красный фонарик. Дети хором:

- О! Пожарная тревога! Галина Леонидовна, тревога!

Учитель еще даже ничего сказать не успела, а ребятишки уже выскочили из-за парт и стояли рядом. Вот это тренировка. (Тревога была, конечно, учебная).

- Спокойно! Оставляем все на партах, строимся парами по рядам и побежали за мной.

Из класса – налево и через запасной выход на улицу, дальше – на стадион. Дети маршрут эвакуации при любой нестандартной ситуации знают четко. По лестницы со второго этажа бежали несколько старшеклассниц. Но остановились, пропуская малышей. Никакой сутолоки, никакой давки: настолько четко все отработано. Буквально через две-три минуты вся вторая смена, включая учителей и обслуживающий персонал, выстроилась по классам на дальней от школы дорожке стадиона. А внутри школы уже «работали» пожарные ПЧ-79, которым минуты хватило, чтобы прибыть на место.

После отбоя пожарной тревоги возвращаемся в класс. Конечно, уже не бегом. Детям весело. Эвакуировались быстро, а пока в классы вернулись, урок почти закончился.

- Страшно было? – спрашиваю.

- Нет. Мы знаем, что делать. Как учитель скажет. А у нас первый этаж – можно даже из окна спрыгнуть. Но лучше не надо. Мы – за Галиной Леонидовной. Она лучше знает.

Только успокоились и расселись за парты, звонок на перемену. Учитель диктует задание на дом: продолжим вспоминать правила орфографии.

- Следующий урок – окружающий мир. Будет экскурсия,- объявляет учитель,- но далеко не пойдем. Будем составлять план школьного двора. Приготовьте листочки и карандаши. А пока перемена, можете погулять во дворе. Но за территорию не выходить и мальчики заботятся о девочках, чтобы их не обижали.

Теперь у меня есть двадцать минут, чтобы поговорить с Галиной Леонидовной о ней самой.

- Родом я из Белоруссии. Родители приехали сюда на освоение Дальнего Востока. Потом вернулись обратно, а я осталась. Как раньше было: партия сказала – комсомол ответил.

Галина закончила Биробиджанское педучилище. Позже, уже заочно – Хабаровский педагогический университет. А любовь к педагогике? Оттуда, еще из детства, от первой учительницы Анны Николаевны. Тогда уже девчонка мечтала быть похожей на нее. Так все и получилось.

По распределению молодая учительница попала в Найхинскую школу. Там встретила свою любовь, замуж вышла. Родилась дочь Ирина, Потом сын Кирилл. У детей все в порядке. Оба получили высшее образование, создали свои семьи. Старший внук нынче в первый класс уже пошел, а маленькая внучка с мамой пока в декрете. Теперь ждут, когда сын внуками порадует.

После переезда в Троицкое Галина Леонидовна работала в восьмилетней школе. Когда ее реорганизовали, перешла в среднюю. И тут уже два ее выпуска окончили школу, расправили крылья. Третий будет провожать весной. Еще нынешние семиклассники и вот эти третьеклашки.

- Я их очень люблю всех. Такие разные: сложные, трудные, непредсказуемые, умные, добрые, правильные и не очень, ласковые… сколько угодно можно эпитетов подобрать. Но это мои дети, я за них отвечаю и научить должна всему, что знаю сама. Это же им все в жизни пригодится. Главное, чтобы они не только читать и писать научились правильно. Главное, чтобы хорошими, добрыми людьми стали.

Еще успела узнать, что дом, в котором живут Манины, во время наводнения 2013 года тоже «утонул». Но они все восстановили и остались в нем жить. А Галина Леонидовна сумела сохранить все цветы: и комнатные (это ее хобби), и те, что во дворе были. У нее и класс весь утопает в зелени.

- Люблю, когда красиво вокруг. Пока все успеваю – радуюсь. Цветы – это жизнь. И дети: и свои, и ученики. Как-то в другой профессии себя и не представляю.

Двадцать минут большой перемены пролетели незаметно. О многом еще хотелось поговорить, но звонок на урок ждать не может. Ребятишки, которые все это время бегали в школьном дворе, быстро занимают свои места за партами. Строгая такая учительница? Да нет, - хорошая!

- Читаем домашнюю литературу.

Только удивляться остается, как беспрекословно все слушают учителя. И даже такие непоседы, как мой сосед по парте, добросовестно читают свою любимую книжку.

- Достаточно. Сегодня отправимся на экскурсию…

Чуть позже узнала, что Галина Леонидовна увлекается не только садом-огородом. Она еще и любительница лыжных прогулок. Вместе с внуком прокладывают зимой лыжню по огороду и «гуляют» на свежем воздухе.

Наверное, много еще чего не успела узнать про эту замечательную женщину, но то, как искренне и с любовью отзывались о ней третьеклашки, многого стоит. И не случайно к своему профессиональному празднику – Дню учителя Г.Л. Манина поощрена Благодарностью Министерства образования Хабаровского края. Такие награды бывают только заслуженными.

В третьем классе «поучилась» Галина Конох
Фото Любови Степанюк

Добавить комментарий

Будьте вежливы и тактичны


Защитный код
Обновить