«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.

Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность).

С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет.

Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий начального образования детей, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория.

В «Детском саду № 4 с. Троицкое» был организован смотр-конкурс на «Лучший центр опытно-экспериментальной деятельности», в котором приняли участие воспитатели групп детского сада. Жюри оценило представленные центры экспериментирования и выделило победителей в разных номинациях:

• Лучший центр экспериментирования и исследовательской деятельности детей – Лебедь Альбина Сергеевна;

• Лучшее взаимодействие с родителями в вопросах развития экспериментальной деятельности детей – Тютрина Татьяна Леонидовна;

• Лучшее эстетическое оформление центра экспериментирования - Данилевская Ольга Шамильевна;

• Лучший дидактический компонент центра экспериментирования - Бабич Лилия Владимировна;

• Лучшие коллекции центра экспериментирования – Вялкова Наталья Николаевна.

Особую благодарность хочется сказать нашим родителям, которые оказали помощь в создании мини-лабораторий, предоставлении материалов для различных коллекций центра.

Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности. Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Т.Ф. Галактионова,
заведующий «Детским садом № 4 с. Троицкое»
Фото предоставлено автором

У Вас недостаточно прав для комментирования