Наступление весны – прекрасное время года, которое с нетерпением ждет каждый. Позади зимние морозы; впереди – солнце, море, летние отпуска.

Однако в это время происходят не только климатические изменения, сотни тысяч людей испытывают особое состояние, которое называют весенним обострением. В этот период изменения касаются физического и душевного здоровья. Человек более возбудим и остро реагирует на любые раздражители, как положительные, так и отрицательные. Ухудшается не только психологическое состояние, но и общее самочувствие.

Психосоматические заболевания у детей

Психосоматические заболевания – это такие заболевания внутренних органов и систем организма, которые возникают в результате стресса, каких-то конфликтов, кризисных состояний, и т.д. Как говорят в народе, это те заболевания, которые возникают на «нервной почве».

Задолго до появления явных психосоматических расстройств у детей можно обнаружить отдельные признаки предболезненных состояний, которые условно можно разделить и обозначить следующим образом:

Преневротические проявления составляют нарушения сна, тики, патологические привычки: грызет ногти, сосет палец, беспричинный плач.

К вегетодистоническим проявлениям относят головокружения, головные боли, учащенное сердцебиение, одышку, обмороки, покраснение кожи при волнении.

Соматические проявления включают жажду, рвоту после приема пищи, избыток веса (ожирение), непереносимость отдельных продуктов, аллергия.

Совокупность таких проявлений, связанных с постоянным эмоциональным напряжением – ценный диагностический признак, позволяющий выявить предболезненное состояние у детей, подверженных высокому риску развития психосоматических расстройств.

Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Генетическая предрасположенность, вредные воздействия в первые месяцы беременности, когда формируются внутренние органы, различные инфекции в первые месяцы жизни играют важную роль в данной проблеме.

Также к причинам появления психосоматических расстройств относятся:

• Личностные особенности ребенка (замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, пугливость);

• Психическое и физическое состояние ребенка во время психотравмирующих событий;

• Неблагоприятные семейные и другие социальные факторы.

Перечисленные факторы не только участвуют в развитии психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и осложняют течение соматических расстройств.

При психосоматических заболеваниях на первом месте основной причиной является психотравмирующая, стрессовая ситуация.

Казалось бы, какие могут возникать у детей стрессы? Его кормят, одевают, о нем заботятся, никаких проблем и забот. Но важно помнить, что на ребенка, как и на взрослого, воздействует давление психоэмоциональных перегрузок, характерное для современной жизни. Нервничают, нестабильны родители – нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери – торопят, тормошат, рано поднимают с постели ребенка, боятся опоздать на работу, кричат на него.

Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Растет ответственность за поступки, и с детей спрашивают за провинности без учета их возраста, эмоциональности и непосредственности, без учета неспособности ребенка предвосхищать последствия своих поступков.

Вдобавок ребенку уделяется все меньше внимания. Его кормят, о нем заботятся, но его не понимают и не уделяют достаточно внимания его проблемам и переживаниям, которые для взрослых кажутся несерьезными. Но для ребенка это могут быть серьезные переживания. И у детей все чаще проявляется агрессия и аутоагрессия (направленная на самого себя), появляется чувство одиночества, тоски и вины.

Одни дети протестуют, отказываются посещать детский сад, агрессивны в семье; другие – замыкаются в себе; третьи – испытывают страхи, впадают в невроз. Все они страдают от этого и выражается это чаще всего в болезнях.

Рекомендации:

• Родителям, в первую очередь, надо научиться создавать доверительные, ободряющие и эмоционально теплые отношения с детьми, столь необходимые для предупреждения и излечения у них психосоматических расстройств.

• Необходимо стараться уберечь ребенка от внешних негативных воздействий.

• Показывать собственным положительным примером, как нужно справляться с трудными ситуациями в жизни.

• Обратившись к педагогу – психологу своего образовательного заведения с подозрениями на психосоматическое расстройство ребенка, можно точно быть уверенным в оказании помощи и профилактике данной проблемы.

Удачи вам! Будьте здоровы!

Елизавета Крутова,
психолог отделения психолого-педагогической помощи
КГБУ «Троицкий КЦСОН»

У Вас недостаточно прав для комментирования