Что такое гаджет-зависимость у подростков и как с ней бороться

Как часто вы можете увидеть на улице, в магазине, в любом другом общественном месте подростка или ребёнка с гаджетом в руках? А как часто вы встречаете детей с книгой или просто общающихся между собой без гаджетов? Как часто ваши собственные дети проводят время с гаджетами, предпочитая их общество общению с вами, друзьями, чтению книг и прочему?

Вопрос взаимодействия детей и подростков с гаджетами далеко не праздный. С каждым годом их контакт становится всё прочнее, в то время как контакт с реальным миром ослабевает.

Почему так происходит?

Современных подростков, тех кто родился после 2000 года, часто называют поколением Z. У поколения Z, или как его ещё называют – поколения iGen (Internet Generation), много особенностей, основными из которых являются:

• повышенная лабильность в получении и добывании информации;

• разница в восприятии информации (эти дети и подростки не умеют читать тексты, особенно длинные, и предпочитает короткие тексты, видеоролики и картинки).

Поколение Z – первое поколение, выросшее в эпоху онлайн-трансляций, не знающее жизни без сотовых телефонов, смартфонов и прочих гаджетов.

Онлайн-среда для подростков – это ведущее измерение реальности, потому что в Сети легче общаться и делиться информацией, проще искать информацию и удобнее покупать вещи. Но для поколения Z онлайн-общение не заменяет, а дополняет общение реальное.

Современные дети не бывают одни. Мы стали намного сильнее опекать детей, и даже если никого нет рядом физически, всегда есть кто-то онлайн. Одиночество зачастую страшит подростков, так как нет навыков проживания жизни в одиночку.

Подростки очень зависимы от оценки окружающих и боятся “выпадения” из социума. Поколение Z умеет бесконфликтно взаимодействовать, не бунтует открыто (в том числе и в семье), больше времени проводит дома. Всё это вызвано постоянной «жизнью в онлайне» и навыками постоянного нахождения в контакте с кем-либо. Дети стараются следовать общепринятым нормам поведения, более реалистично смотрят на жизнь и «откладывают» своё взросление.

Чем опасна зависимость от гаджетов?

Вроде бы, не всё так страшно. Да, подростки живут с гаджетами, но сейчас такое время. Так чем же опасна зависимость ребёнка от гаджетов?

Основные опасности можно разделить на 2 группы: опасность для здоровья и опасность социально-психологическая.

Опасность для здоровья заключается в непосредственном воздействии гаджетов на организм. Работа гаджетов меняет работу мозга и сам мозг. При постоянном взаимодействии с гаджетами происходит рассосредоточенность внимания (как уже говорилось выше – максимальное среднее время сосредоточенности на одном объекте – 8 сек.), снижается объём памяти, так как отпадает необходимость удерживать в голове постоянно большие (а иногда уже и небольшие) объёмы информации. Зачем что-то запоминать, если это можно узнать в интернете за несколько секунд?!

Постоянное использование гаджетов снижает качество и общую продолжительность сна. Подростки спят со своими телефонами рядом с подушкой практически все, без исключения. Они проверяют сообщения и обновления, в т.ч. и ночью, и сразу, как только проснутся. Постоянное внутреннее напряжение мешает полноценному сну и не даёт возможность заснуть вовремя.

Помимо беспокойного и неполноценного сна здесь таится ещё одна опасность. Воздействие света от экрана гаджета воспринимается нашим мозгом как продолжение светового дня: это приводит к изменению циркадных ритмов организма (внутренних часов), изменению в выработке мелатонина и бессоннице. Также, как оказалось, наши глаза особенно чувствительны к синему свету, который излучают экраны современных устройств. Поэтому после использования гаджетов перед сном человеку (а подростку особенно) сложно уснуть, а если он и засыпает, то сон его очень беспокойный.

Помимо всего сказанного, предпочтение гаджетов общению сверстниками приводит к изменению физической активности. Опасность социально-психологическая заключается в том, что в сети вы не можете защитить своего ребёнка от нежелательных контактов, не можете проконтролировать получаемую им информацию и не знаете точно, с кем именно общается подросток. Подросток может подвергаться воздействию жестокого контента, даже если он не желал его просмотра.

К сожалению, наших детей и подростков не учат грамотному поведению в интернет-пространстве так же, как учат переходить улицу, правилам дорожного движения, поведению в лифте и пр.

Интернет и жизнь онлайн прочно вошли в нашу жизнь, и подросткам нужно знать правила поведения там так же, как и правила поведения в обычной жизни. Необдуманно размещённая фотография личного или интимного содержания, необдуманный пост или комментарий легко могут привести в шантажу автора или к широкой огласке с последующей психологической травмой.

Расскажите своим детям о правилах безопасности в сети, научите их безопасному взаимодействию в социальных сетях и форумах.

Екатерина Кимонко,
социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи КГБУ «Троицкий КЦСОН»

Добавить комментарий

Уважаемый Читатель! Закон о СМИ запрещает публиковать высказывания, разжигающие вражду по религиозному, национальному и даже половому признаку, а также нецензурные выражения в любом виде. Поэтому будьте корректны, чтобы Ваше высказывание не стало причиной Вашей блокировки. СПАМ, как навязчивое приставание, удаляется сразу. Все комментарии перед публикацией проходят премодерацию.


Защитный код
Обновить