Глобализация

В последние десятилетия возросла международная миграция. Связано это с различными социально-экономическими факторами - войны, образовательная миграция, работа в другой стране и др. В период с 1990 по 2017 год общее число международных мигрантов выросло с 153 до 258 млн. человек, увеличившись на 69%. Сегодня международные мигранты составляют чуть более 3% населения мира.

Подобные изменения постепенно скажутся на образовании - классы и аудитории станут неоднородными, что, в свою очередь, отразится на уровне образования. Становится актуальным вопрос подготовки образовательной системы для таких классов, в которых объединятся ученики из разных слоев общества, социально-экономических классов и культур.

Возникает вопрос, способна ли система образования и труда адекватно распознавать изменяющиеся тенденции в образовании и подготовки специалистов для рынка труда и своевременно внедрять их в образовательный процесс?

Безопасность окружающей среды

Уже давно известно, что климат подвергается серьезным изменениям. Количество и серьезность стихийных бедствий, регистрируемых за год, неуклонно растет. В 2018 году ураганы, наводнения, засухи и лесные пожары унесли тысячи жизней. В обучении будущего очень важно ориентировать учеников на смягчение последствий изменения климата. Важно, чтобы обучающиеся имели возможность находить ответы на экологические проблемы, которые затрагивают экономику и общество, с целью укрепления устойчивости в случае возникновения ЧС.

Для образования главной задачей становится научить понимать учащихся связь между своими ежедневными решениями и возможными долгосрочными последствиями, которые могут отразиться как на них, так и на обществе в целом.

Становится вопрос, какие виды работ потребуются экономике, чувствительной к изменяющейся окружающей среде, и как лучше подготовить студентов к ним?

Цифровизация

По данным 2017 года, каждый четвертый человек в возрасте 16-74 лет ежедневно (или почти каждый день) пользуются интернетом. К этому году 65% людей использовали Интернет, чтобы быть в курсе новостей. Активное пользование «всемирной паутиной» хотя и фиксируется чаще среди молодого поколения, однако границы между возрастами постепенно смываются и старшее поколение также активно входит в «цифровой» век.

Цифровизация может отразиться и на гражданском участии в различных мероприятиях и публичных обсуждениях. Интернет открывает большие возможности, но в тоже время остро стоит вопрос о достоверности поступаемой информации. Современные поисковые алгоритмы, которые адаптируются под интересы пользователя, приводят к тому, что люди с большей вероятностью общаются с теми, кто придерживается схожих мнений и убеждений.

Как это скажется на образовании? Детям необходимо привить современные навыки медиа и цифровой грамотности для успешной навигации в современном мире. Однако, возникает вопрос: что это за навыки и как им учить? Постепенно возникающее понятие «цифрового гражданства» становится все актуальнее, и чем оно отличается от традиционной формы?

Новые возможности 4-й индустриальной революции

Всего несколько десятилетий назад большая часть работ не требовала наличия компьютера. Но сейчас количество профессий, использующих компьютер в своей деятельности, возрастает с каждым годом - наступает эра удаленной работы. Также участился рост временной работы по сравнению с постоянной. По данным стран ОЭСР, нестабильность на рынке труда возросла в период между 2007 и 2015 годами. А это означает, что ожидаемая потеря доходов, связанная с потенциальной безработицей, в среднем увеличилась.

Внедрение искусственного интеллекта в большинство рабочих задач может послужить как ухудшением состояния рынка труда, так и создать новые рабочие места, которые требуют более высокого профессионального уровня. Тут важной необходимостью для образования становится дать ученикам глубокие знания в области технологий, математики и науки. Конкуренция в глобальных исследованиях стимулирует стремление стран к постоянным инновациям для сохранения своих конкурентных позиций. В этой связи важно, чтобы система образования воспитывала и ценила креативность, особенно необходимую для развития инноваций.

Обучение на протяжении всей жизни

Средний возраст выхода на пенсию увеличился по сравнению с прошлым столетием за счет увеличения продолжительности жизни населения, и это является существенным испытанием для пенсионной системы. В связи с этим были введены гибкие схемы выхода на пенсию или созданы механизмы автоматической корректировки под увеличивающийся период продолжительности жизни.

В сложившейся ситуации повышения работоспособного возраста, особенно важным становится создание учебных программ для поддержания, повышения, смены квалификации работников на протяжении всего карьерного пути человека. Линейные пути карьерного развития и различия между рабочим и нерабочим временем все больше остаются в прошлом.

Возрастает роль непрерывного образования и постоянного обновления навыков. И актуальными становятся вопросы: должна ли какая-то форма обучения быть обязательной на протяжении всей жизни? Должно ли обучение быть «правом» на протяжении всей жизни?

Совместная работа для создания новых возможностей
(кооперация и коллаборация)

С 1960-х годов многие западные демократии перешли к мультикультурному приспособлению растущего этнического, религиозного и языкового разнообразия. Своевременно принятые законы обеспечивают гражданам равные права и предоставляют равные возможности лицам из разных социальных и культурных слоев.

Задачей образования в этом случае стоит в следующем: научить обучающихся находить общий язык и сотрудничать с другими людьми, которые могут выглядеть или думать не так, как они, для того, чтобы эффективно функционировать в современном обществе. Ориентирование на командную работу и социальные навыки становятся все более ценными в обществе и приобретают существенное значение, начиная с самого раннего возраста.

В мире разнообразных культурных, идеологических и политических взглядов образовательная система должна учить людей ценить различные идеи и видения не смотря на все их разнообразие.

Связать мир школы с миром работы

Выбор профессии детьми зачастую определяется тремя источниками: семья, СМИ и профориентация. Однако все эти направляющие дают мало информации о том, какие профессии и специальности будут пользоваться спросом на рынке труда в будущем. Школьники плохо представляют себе рынок труда, в котором им придется работать, а, следовательно, не могут расписать, а порой и не видят свой карьерный путь.

В наш век технологии могут позволить ребенку смотреть не только на окружение и где работали его родители, но и наблюдать и следить за деятельностью многих профессий, тем самым позволив обучающемуся понять, насколько широк спектр его возможностей и дальнейшего выбора.

Очень важно, чтобы работодатели и работники образования работали в кооперации, чтобы помочь расширить кругозор учеников, поднять их устремления и предоставить им жизненно важные знания и навыки для дальнейшей успешной деятельности. Чтобы переход от школы к работе был менее «болезненным» и максимально приближенным к реальности.

Эти совместные усилия не только дадут подрастающему поколению наилучший старт в жизни, но и уменьшат несоответствие между устремлениями молодых людей и требованиями рынка труда. А это своеобразная гарантия того, что рабочая сила, которую образует новое молодое поколение, обеспечит экономическое процветание в будущем.

По материалам Августовской конференции подготовила Елена Киле.

У Вас недостаточно прав для комментирования