«Развитие системы образования Нанайского муниципального района на 2014 – 2018 годы».

Эти итоги были подведены на очередном заседании коллегии при главе района, которая состоялась в минувшую пятницу. С докладом по вопросу выступила заместитель начальника управления образования Н.В. Бортникова. (Печатается в сокращении).

По состоянию на первое сентября текущего года сеть организаций системы образования района составляет 28 учреждений с контингентом 3306 обучающихся. Программы дошкольного образования реализуются в 16 детских садах, общее образование представлено 13-ю школами. Активно работают два учреждения дополнительного образования с охватом учащихся всех школ района.

На базе дошкольных учреждений функционируют 45 групп общей наполняемостью 1080 детей. На территории района проживает 20 детей-инвалидов дошкольного возраста, 18 из которых посещают образовательные учреждения. Для двух детей организовано психолого-педагогическое сопровождение и коррекционные занятия на базе консультативного пункта детского сада №4 с.Троицкое.

Для обеспечения гармоничного развития детей в дошкольных группах организована развивающая предметно-пространственная среда, работают квалифицированные педагоги. Важным фактором, влияющим на качество образования, является работа учреждений в инновационном режиме. Два детских сада имеют статус муниципальных инновационных площадок.

Важными задачами Программы являются создание условий для оздоровления и отдыха детей, а также сохранение и укрепление здоровья школьников. В этом направлении прослеживается положительная динамика. В текущем году всеми видами отдыха и занятости было охвачено 81% от общего количества детей школьного возраста, что на 11 % больше, чем в 2014 году. В районе ежегодно работают 15 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей. Около 10 % ребят во время летних каникул отдыхают в загородных оздоровительных лагерях, санаториях. Сохраняются основные профили работы отрядов по направлениям: спортивные, краеведческие, творческо-художественные, волонтерские объединения. Ежегодно более 450 старшеклассников заняты трудовой деятельностью, из них более 40 подростков в летний период трудоустраиваются через Центр занятости населения.

На организацию летнего отдыха школьников в 2018 году было направлено 1 млн 300 тысяч рублей, в т.ч. 580 тысяч из средств районного бюджета.

Важное внимание уделяется организации питания обучающихся. На первое сентября охват школьников питанием составил 96,0 %, горячим – 94,4 %. В том числе дотационным питанием детей из многодетных и малообеспеченных семей – 44,5 %. Стоимость питания за родительскую плату на сегодняшний день составляет от 35 до 60 рублей, льготное питание – 18,5 руб., буфетная продукция от 12 рублей. В целях удешевления питания пять школ района сохранили пришкольные огороды, с которых заготовлено 6 тонн овощей и картофеля.

Реализация задач государственной политики в сфере общего и дополнительного образования осуществляется путем реализации основных мероприятий муниципальной Программы. Продолжается работа по обновлению содержания образования в соответствии с федеральными государственными стандартами общего образования. В наступившем учебном году 100% учащихся начальной школы, 5-8-х классов, а также 48,5% учащихся девятых классов обучаются по новым стандартам общего образования. В двух школах в пилотном режиме реализуется стандарт среднего образования.

В условиях перехода на новые образовательные стандарты острой проблемой остается загруженность помещений школ. В связи с этим количество учащихся, занимающихся во вторую смену, составляет 433 человека или 19,3% от общего количества школьников. К сожалению, такой показатель Программы, как «Доля обучающихся в условиях, соответствующих требованиям ФГОС» тоже ниже запланированного из-за отсутствия в большинстве школ всех видов благоустройств.

В целях выполнения закона «Об образовании в Российской Федерации» в районе ежегодно проводится акция «Гарантии права на общее образование - каждому подростку». Реализуемый в рамках акции комплекс мер позволил достичь снижение количества учащихся, не приступивших к занятиям 1 сентября без уважительных причин. Если в 2014 году таких детей было трое, то в нынешнем учебном году – ни одного. В течение всего периода реализации Программы отсутствуют учащиеся, оставившие учреждения до окончания девяти классов. К положительным тенденциям необходимо отнести и 100% охват учащихся 9-х классов предпрофильной подготовкой, что позволяет подготовить школьников к правильному выбору дальнейшей образовательной траектории и профессии.

Активно развивается профильное образование учащихся 10-11 классов. Охват таким образованием повысился с 32% в 2014 году до 46% в 2018 году. На 8 % выросло количество обучающихся по индивидуальным учебным планам и изучающих отдельные предметы на углубленном уровне. Качество знаний учащихся за годы реализации Программы выросло на 2,5%. Показатель успеваемости остается стабильным и составляет 99,6%. Такой показатель, как «Доля сдавших ЕГЭ по обязательным предметам», выполнен на 100%.

По-прежнему приоритетным направлением в системе образования остается работа со способными и одаренными детьми. Сегодня в районе действуют 9 научных обществ, членами которых являются 157 школьников. Значительно увеличилось количество учащихся, зачисленных в краевую физико-математическую школу. Если в 2014 году таких детей было шесть, то в текущем – 43. Участниками краевой очно-заочной экологической школы стали 21 учащийся. Школьники принимают активное участие во всероссийских и международных олимпиадах и викторинах.

Для своевременного принятия эффективных управленческих решений в районе развивается система оценки качества по двум направлениям: ведомственная и независимая. В первой используются муниципальные мониторинги результатов обучения школьников и деятельности педагогов, региональная статистика, результаты государственной итоговой аттестации. Независимая оценка качества работы образовательных учреждений проводится с участием общественности. На текущий момент можно говорить о достижении показателя удовлетворенности населением качеством образования на 80,5%, что выше запланированного уровня на 2,5%. Таким образом, по предварительной оценке выполнения основного мероприятия «Повышение эффективности и качества образования» полностью выполнено 5 из 6 показателей.

Второе основное мероприятие программы «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся» направлено на развитие здоровьесберегающего пространства в школах, которое формируется не только в обеспечении материальных условий для обучения, но и в реализации образовательных программ. Ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья детей, результаты которого учитываются при организации занятий по физкультуре и внеурочной деятельности. Для решения вопроса об организации медицинского обеспечения детей, администрации всех школ заключили соглашения о совместной деятельности с Троицкой Центральной районной больницей.

К сожалению, пока остается нерешенным вопрос оснащения медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений в соответствии с лицензионными требованиями. Физкультурно-спортивные зоны школ также не соответствуют требованиям санитарного законодательства в части их устройства и оборудования.

При реализации основного мероприятия «Развитие кадрового потенциала» наблюдается повышение профессионального уровня педагогических работников. По состоянию на первое ноября в школах района работают 45 руководящих и 322 педагогических работника. Все образовательные организации района оптимально укомплектованы кадрами. Неуклонно растет доля педагогов, имеющих высшее образование, первую и высшую квалификационные категории, 93,7% педагогов имеют действующие курсы повышения квалификации.

Совершенствуется работа по организации системы наставничества. Процент закрепляемости молодых специалистов вырос на 20% и составляет 87,5%. В районе постоянно проводятся конкурсы педагогического мастерства.

С целью соблюдения требований открытости системы образования продолжается работа по обновлению сайтов на образовательном портале района. В настоящее время ресурс «Образовательная сеть Нанайского муниципального района» объединяет 28 сайтов образовательных учреждений, сайты управления образования и районного методического кабинета. В течение трех лет методический кабинет проводил заседания районных методобъединений, тематические семинары, педагогические конференции. За пять лет проведено более 60 мероприятий по информатизации.

Активно ведется работа по заполнению электронных дневников учащихся и электронного журнала успеваемости в школах района. В настоящее время в информационной системе «Дневник.ру» зарегистрировано 4076 человек. Школа №1 с. Троицкое полностью отказалась от использования бумажной форсы классных журналов и дневников.

Одним из новых направлений за период реализации Программы стало введение с первого сентября 2016 года образовательных стандартов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, приоритетным направлением которых является психолого-медико-педагогическое (ПМП) сопровождение. На сегодняшний день по новым стандартам обучается 70 детей с особыми потребностями по адаптированным программам, в том числе для детей с задержкой психического развития и с интеллектуальными нарушениями. Для этого 96% учителей начальных классов и 100% узких специалистов обучились на курсах повышения квалификации по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов. ПМП сопровождение образовательного процесса в районе осуществляется узкими специалистами, школьными консилиумами и Территориальной ПМП комиссией района, которая начала работать в 2017 году. Всего за время действия Программы обследовано 170 детей. Таким образом, показатель оказания психолого-медико-педагогической помощи обучающимся достиг планового значения.

Особого внимания требует дополнительное образование детей. На первое сентября текущего года в двух учреждениях дополнительного образования открыто 117 объединений, в которых занимаются 1332 ребенка. 93 объединения с охватом 1469 учащихся действуют на базе школ в селах района. Доля обучающихся, получающих услуги по дополнительному образованию по программам спортивной и технической направленности, на первое сентября составляет 43%, что более, чем в два раза больше запланированного показателя. По имеющимся данным, за 2018 год охват детей дополнительными общеобразовательными программами составит 70%, что соответствует планируемым значениям.

В ходе реализации Программы завершена работа по изменению типа муниципальных образовательных учреждений на бюджетные и автономные, что позволило решить задачу повышения их самостоятельности, в том числе в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности. Привлеченные внебюджетные средства поступают непосредственно на счета учреждений и расходуются на их нужды. Если в 2014 году было привлечено 22 млн. 328 тыс. рублей, то в 2018 году предполагается 35 млн. 185 тыс. рублей.

В целом на реализацию муниципальной Программы было предусмотрено 2 млрд. 154 млн. 471 тыс. 83 рубля. Выделено 1 млрд. 982 млн. 822 тыс. 45 рублей. Все выделенные средства освоены в полном объеме. Доля средств местного бюджета составила 32%, остальные 68% - средства краевого бюджета.
Реализация Программы практически завершена, результаты проведенного предварительного мониторинга свидетельствуют о выполнении в 2018 году основного перечня ее мероприятий. Но управление образования и образовательные учреждения продолжат работу по выполнению основных задач, направленных на совершенствование и развитие общего образования уже в мероприятиях новой муниципальной программы и с учетом задач проектного управления.

Заслушав и обсудив доклад, коллегия при главе района работу по реализации муниципальной программы «Развитие системы образования Нанайского муниципального района на 2014 – 2018 годы» признала удовлетворительной. Перед управлением образования поставлены новые задачи по дальнейшему развитию системы образования в районе.

Подготовила Галина Конох

У Вас недостаточно прав для комментирования