- так утверждает нанайский писатель К. Бельды. Недалеко от него ушел и писатель русский: «Попробуйте распять Солнце, и вы увидите, кто есть Бог!» (В. Розанов).

Знакомство наше началось с конфликта: «Проблема человечества вовсе не в том, чтобы цивилизация спасала вымирающие малые народы, - смогут ли малые народы спасти гибнущую цивилизацию? Так ставит вопрос Ю.С. Салин в своей последней книге. И ставит неправильно. Если цивилизация обрекает на уничтожение все живое на Земле, то стоит ли ее спасать?»

Но с этим-то я как раз согласен, мой интернет-сайт называется «Юрий Салин против цивилизации».  А расхождения касаются роли малых народов. И тут выдвинутая аргументация бесспорна: «Наши предки обожествляли окружающий мир, считали его живым существом, равным себе. И потому относились к нему с большим уважением, осторожностью, старались не наносить ему урона, вреда, пользовались природными богатствами в меру жизненных необходимостей, зная, что этим добром должны пользоваться многие поколения потомков, пока будет светить на небе самый главный Бог - Солнце».

Затронута самая сердцевина глобальных дисбалансов. Конференция Рио-92, самая представительная за всю историю человечества, выдвинула на передний план проблему устойчивого развития: такое продвижение вперед, которое обеспечивает удовлетворение потребностей существующего поколения и не лишает этой возможности поколения будущие. А нынешняя цивилизация живет по принципу «после нас хоть трава не расти».

Константин Мактович Бельды родился 21 июня 1934 года, день в день с образованием Нанайского района. Оба юбилея всегда отмечаются одновременно. Есть в том и некоторая печаль, потому что писатель-то из нанайцев он последний. По крайней мере на данный момент.

Работала в тайге охотничья бригада - Макто, его жена Тойла и трое сыновей. Кроме Кости это Трофим, старший, и Леонид, младший, ныне почетный гражданин Нанайского района, единственный нанаец- пчеловод и фермер.

Бригадир использовал на охоте копье с древком из крепкого ясеня, обмотанным ремнями на калужьем клее, чтобы не смог переломить никакой зверь. Было у него и ружье, с гравировкой: «Макто Бельды от Арсеньева. 1927». Но ружье может дать осечку, а копье нет. И победителем он остался более чем в ста схватках с медведями.

А что делала на промысле женщина? Тойла кормила, обстирывала, обшивала. Стреляла, ставила капканы, снимала шкурки, мездрила, выделывала. Сортировала, паковала. И заготконтора принимала всю продукцию не глядя, гарантией качества был кадровый состав таежного коллектива. Могла Тойла править кости, знала секреты траволечения. И между делом детей рожала.

Добытое бригадой мясо отправлялось грузовиками на нужды населения и предприятий, тотально военизированных. Но главной целью промысловиков была пушнина. Известно, как много необходимых товаров можно купить на мягкое золото. Мешок пшеницы стоит столько же, сколько и шкурка ондатры, а их добывалось на Дальнем Востоке больше полумиллиона в год. «Много людей в те голодные годы накормила ондатра!» - писал иркутский поэт Григорий Граубин.

Семья Бельды сотнями сдавала лисиц, енотов, колонков. Но самой большой ценностью был соболь, и удача иногда выдавалась баснословной. Как-то за один день Костя поймал семь соболей. Таких же, как те драгоценные черные соболя, подаренные царем Иоанном IV папе Римскому. И сколько же можно было на них купить для воюющей, голодающей страны пшеницы, тушонки, алюминия, каучука, военной техники... О достижениях Макто Бельды не раз сообщало и хабаровское, и московское радио.

В бригаде состояли еще пять живых душ. Собаки загоняли зверя, возили грузы на нарте. На собаках нанайцы пахали картофельное поле. И полученные навыки картофелеводства, правда, без собачьей пахоты, служат верой и правдой писателю К. Бельды до сих пор.

Произведения Константина Мактовича публиковались на Дальнем Востоке, в Москве и Ленинграде. И вот однажды получает он грамоту из Франции с признанием своих заслуг. А зачем нанайцам французы? По мне, нанайцу француз нужен не очень, а вот наоборот...

Европейцу привычная нанайская норма покажется аномалией. Хотя когда-то и он жил в согласии с зеленой природой... Но нынче, на черном асфальте, да еще в мертвой инфосреде, давно позабыл ощущение гармонии, счастья и равновесия с миром. А Бельды ему об этом напоминает. И возражений-то у француза нет и быть не может. Да, так, да, все правильно, да, я вспомнил, как жил когда-то... При Цезаре, считавшем меня, франка и галла, дикарем и варваром. Просто надо возродить то, что было, и что хранится памятью веков и культур. И еще больше, - тех этапов эволюции, когда я был обезьяной, рыбкой, амебой. Достояния эти никуда не делись, и ждут-не дождутся, когда я воспользуюсь этими нетленными знаниями мира и умения жить в нем, ничего не нарушая, не уничтожая, не отравляя.

Бельды детально описывает образ жизни, норму, обычно не замечаемую самим человеком и его повседневным окружением. Так, примелькавшееся, о чем тут писать-то... А Бельды пишет... О том, что ты говоришь прозой, дышишь воздухом, ходишь на двух ногах. О том самом, что ты пьешь, что ешь, как ешь, и главное - сколько ешь, сколько вообще берешь от природы.

А ведь жить так, как жили нанайцы и другие «великие малые народы», вовсе не трудно, естественные потребности невелики и легко могут быть удовлетворены. И стоит вникнуть не только в содержание, но и в тональность текстов, - нет в них оттенка страдания и нехватки! Все светло, одухотворенно, радостно. Играют детишки, вся семья отправляется на несколько дней собирать черемшу, едут за голубицей... Было бы невыносимо и беспросветно, обошлись бы и без черемши, и без голубицы.

Главным своим героем Бельды избрал шамана Пилху.

Шаман - психотерапевт, а все болезни, как известно, от нервов. Есть такое выражение - всеми фибрами души...Fibra это волокно. Душа же - головной мозг плюс нервные центры более низкого уровня, а также разветвленная периферическая нервная система. Если бежит по фибрам живой электрический ток, передает всем членам тела импульсы запуска, - есть одушевленное существо. Перестали передаваться сигналы - всё, перед тобой неодушевленный предмет. Труп.

Электричество, продвигаясь вдоль проводника, создает магнитное поле. А электромагнитные излучения воздействуют и на расстоянии. И перевозбужденная душа шамана начинает оказывать мощнейшее влияние на душу пациента.

Вот сэвэны, духи-помощники, разыскали в Буни, потустороннем мире, душу больной девочки Майи. «Когда опутанный цепями дух заснет в Буни, человек умирает». Но сам-то шаман в это время вполне телесно, - в этом мире! - прыгает, бьет в бубен, названивает колокольчиками, что-то приговаривает, поёт, кричит, рычит над бездыханным больным, воздействует на него напрямую, чем? - потенциалом своего поля, биоэнергетикой... Обрушивает на Майю шквал бурных эмоций. И вытаскивает ее с того света. Она открывает глаза и просит пить.

Шаман, используя сокровищницу эволюционного и исторического знания обо всем живом, способен предугадывать будущие события и реконструировать прошлое своего конкретного пациента. Но только если имеет дело с Человеком. А с нынешними компьютерными мальчиками у него ничего не получится. Потому что они уже не живые, не одушевленные существа. У них ведь внутри ничего, кроме вирта, нет.

Ума у них, может, и палата, да ключ от нее потерян. Белый человек носит на плечах запертый сейф с тайнами Вселенной. И ждет пришествия Пилхи, способного подарить ему шифр от кодированного замка и обеспечить доступ к его собственным - гасконским, галльским, неандертальским, палеозойским - знаниям и умениям.
А не вспомнит, ну что ж... Природа не проронит ни единой слезинки, когда цивилизованный человек исчезнет во вселенском Армагеддоне.


Об авторе.

Салин Юрий Сергеевич - доктор геолого-минералогических наук, член Союза Писателей России, автор двадцати шести научных, научно-популярных, художественных книг, профессор кафедры Экономической теории и национальной экономики ТОГУ с 2003-2015 г.

Важнейшие результаты научной деятельности, научные достижения:

● разработаны рекомендации по поискам нефтяных залежей Хатырской впадины (Чукотка),

● определены основные понятия и операции стратиграфической корреляции,

● построена базовая модель, созданы алгоритмы и библиотека программ по прослеживанию стратиграфических подразделений,

● установлены причины деградации жизненных устоев малочисленных народов Дальнего Востока и кризиса государства Российского,

● установлены глубинные истоки и время зарождения деструктивных проявлений эволюции природы и человечества.

У Вас недостаточно прав для комментирования