Изменение платы за коммунальные услуги для населения с 1 июля 2018 г. в связи с ежегодным ростом тарифов

Плата за коммунальные услуги растет ежегодно, и этот вопрос волнует абсолютно каждого, кто пользуется современными благами цивилизации в виде отопления, горячей и холодной воды, водоотведения и прочего. Однако, с чем связан ежегодный рост тариф на коммунальные услуги, существуют ли механизмы снижения платы за ЖКУ и принимаются ли какие-либо меры на уровне государственной политики для сдерживания этого роста, знает далеко не каждый. На эти и другие вопросы отвечает министр жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Дарий Викторович Тюрин.

- Дарий Викторович, с какой периодичностью повышаются тарифы на коммунальные услуги?

- Экономически обоснованные тарифы на тепловую и электрическую энергию, холодную и горячую воду, водоотведение для ресурсоснабжающих организаций Хабаровского края устанавливаются комитетом по ценам и тарифам Правительства края с календарной разбивкой по полугодиям: 1 января и 1 июля.

С 1 января тарифы утверждаются на уровне, не превышающем действующие на 31 декабря предыдущего года. Рост тарифов происходит с 1 июля, когда платежи за коммунальные услуги гораздо ниже, чем в зимний период и незначительный рост тарифов не так сказывается на расходах потребителей.

Кстати, новые квитанции жители получат в начале августа.

- На сколько выросли тарифы на коммунальные услуги с 1 июля 2018 года в Хабаровском крае?

- Средний рост тарифов на коммунальные услуги в крае с 1 июля 2018 года составляет 4 процента, причем максимальный рост наблюдается по холодному водоснабжению и равен 5,1 процентам, а минимальный по водоотведению – всего на уровне 1,2 процента. Также следует отметить, что для потребителей, получающих тепловую энергию от котельных края и плата за отопление для которых рассчитывается по предельному максимальному тарифу, устанавливаемому ежегодно Губернатором края, тариф на отопление остался без изменений.

- Какие меры, принимаются Правительством края для сдерживания роста платы граждан за коммунальные услуги?

- Во-первых, возмещаются убытки коммунальных предприятий, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Стоимость производимой коммунальными котельными тепловой энергии составляет от 2,7 до 12 тыс. руб. за 1 Гкал. Населением тепловая энергия оплачивается по предельным тарифам, ежегодно устанавливаемым Губернатором края. В соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.11.2017 № 116 предельный максимальный тариф на тепловую энергию с 01 июля 2018 года составляет (с НДС) для населения, проживающего в районах, относящихся к районам Крайнего Севера, 1 638,17 руб./Гкал (с ростом к декабрю 2017 – 4 %), для населения, проживающего в районах, не относящихся к районам Крайнего Севера – 2 698,36 руб./Гкал (без изменения к декабрю 2017 г.).

Таким образом, население оплачивает от 15 до 86 процентов от стоимости тепловой энергии, установленной для организаций. А разница в стоимости тепловой энергии компенсируется коммунальным предприятиям за счет средств краевого бюджета. За 2017 год на эти цели направлено 2 221,1 млн. рублей, на 2018 год предусмотрено в краевом бюджете 2 549,6 млн. рублей.

Во-вторых, организациям возмещаются убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.

Стоимость производимой в крае электрической энергии с 01 июля 2018 г. составляет без НДС от 8 до 84 рублей за 1 кВт.ч. Население Хабаровского края оплачивает электроэнергию по единым тарифам, на минимальном уровне, установленном ФАС России.

С 1 июля 2018 г. тарифы на электрическую энергию установлены для населения, проживающего в городских поселениях в домах, оборудованных газовыми плитами, в размере 4,43 руб./кВт.ч., для проживающих в домах, оборудованных стационарными электроплитами, и в сельских населенных пунктах – 3,10 руб./кВт.ч.

Получается, что население оплачивает от 5 до 55 процентов от стоимости электрической энергии. Убытки коммунальных предприятий от реализации населению электрической энергии возмещаются из средств краевого бюджета. За 2017 год направлено на эти цели 1 117 млн. рублей. Предусмотрено в краевом бюджете на 2018 год – 1 517,5 млн. рублей.

Также следует отметить, что с 1 июля 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 417-ФЗ рост платы граждан ограничивается предельными (максимальными) индексами. В целях реализации федерального законодательства приняты соответствующие нормативные правовые акты Хабаровского края.

На 2018 год индексы утверждены постановлением Губернатора края от 23.11.2017 № 121 на I полугодие 2018 г. – без роста к декабрю 2018 г.; на II полугодие 2018 г. – от 5 до 6,4 процентов к декабрю 2017 г.

В случае роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги в сопоставимых условиях сверх установленных индексов, размер платы, превышающий эти индексы, подлежит компенсации (Закон Хабаровского края от 23 апреля 2014 г. № 356).

За 2017 год на компенсацию роста платы граждан из средств краевого бюджета направлено 34,9 млн. рублей. На 2018 год запланировано в краевом бюджете на эти цели 134 млн. рублей.

Необходимо отметить, что компенсация не носит "заявительный" характер, сумма компенсации указывается в счет-квитанции и уменьшает начисления платы за коммунальные услуги. При расчете компенсации плата за коммунальные услуги рассчитывается без учета повышающих коэффициентов.

К слову, на официальном сайте комитета по ценам и тарифам Правительства края размещен "Калькулятор коммунальных платежей", позволяющий гражданам обеспечить онлайн-проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям.

Следует отметить, что поскольку коммунальные услуги, как жизненно необходимые, должны быть доступны для всех, наряду с государственным регулированием тарифов и ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги реализуются меры социальной адресной поддержки малообеспеченных семей. Если коммунальные расходы в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека превышают 22 процента, можно обратиться в органы соцзащиты для оформления адресной субсидии и получать от государства помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг.

В 2018 году в бюджете края на предоставление мер социальной поддержки населению (льгот и субсидий) предусмотрено 3 528 млн. рублей.

- Существуют ли еще какие-то механизмы снижения платы за коммунальные услуги?

- Да, конечно. Это, например, установка общедомовых и индивидуальных приборов учета, выполнение мероприятий по энергосбережению. Так, например, в г. Хабаровске в квартире площадью 50 кв. м в пятиэтажном доме с установленными общедомовыми и индивидуальными приборами учета плата за коммунальные услуги с 1 июля составит около 4,4 тыс. руб., тогда как в аналогичном доме без приборов учета практически в два раза больше (8,2 тыс. руб.).

Следует отметить, что обязанность собственников жилых домов или помещений в многоквартирных домах обеспечить до 01.07.2012 оснащение таких домов как коллективными (общедомовыми), так и индивидуальными (за исключением отопления) приборами учета (приборами учета природного газа – до 01.01.2015) была установлена согласно Федеральному закону "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

В случае, если коллективный (общедомовый) и индивидуальный приборы учета отсутствуют, а техническая возможность их установки имеется, расчет платы с 1 июля 2015 года производится с учетом повышающего коэффициента (1,5). Техническая возможность оснащения многоквартирного дома общедомовыми и индивидуальными приборами учета коммунальных услуг определяется в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627.

Наличие приборов учета коммунальных ресурсов позволяет не только взимать плату исходя из фактического, а не нормативного потребления, но и контролировать соблюдение ресурсоснабжающей организацией параметров теплоносителя на вводе в дом.

Однако в многоквартирных домах до 1999 года постройки, с применением более низких требований к теплопередаче строительных конструкций, фактическое потребление тепловой энергии на отопление может быть больше нормативного (например, в г. Амурск).

Поэтому для снижения размера платы за коммунальные услуги также необходимо выполнение мероприятий по энергосбережению, примерный перечень которых утвержден Приказом Минстроя России от 15.02.2017 № 98/пр.

Например, для уменьшения размера платы за отопление необходимо установить погодозависимую автоматику с регулирующим оборудованием, назначение которой – поддержание комфортной температуры в жилом помещении в зависимости от температуры наружного воздуха и исключение "перетопов" в осенний и весенний периоды.

Собственники на общем собрании могут принять решение об установке станции погодного регулирования, предусмотрев порядок оплаты и сроки проведения данных работ. Станция погодного регулирования не требует согласования с тепловыми сетями и реконструкции существующей системы теплоснабжения дома, но в тоже время позволяет осуществлять регулирование внутренней системы теплоснабжения.

- Дарий Викторович, немного отходя от темы разговора, не могли бы Вы также разъяснить, что представляет собой плата за жилое помещение и кем устанавливается ее размер?

- В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника жилого помещения включает в себя плату за содержание жилого помещения и взнос на капитальный ремонт, для нанимателя – плату за содержание жилого помещения и плату за наем.

Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается собственниками жилых помещений на общем собрании в многоквартирном доме на срок не менее чем один год и действующим законодательством не ограничен.

Плата за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ муниципальные образования наделены полномочиями по ограничению темпа роста платы за жилищные услуги и установлении такой платы. Предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения рекомендовано определять равным предельному индексу потребительских цен.

Что касается минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, то он устанавливается исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного жилищным кодексом перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

На 2018 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен в зависимости от уровня благоустройства жилищного фонда по муниципальным образованиям края и утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2017 № 192-пр (причем в целом на год и с 1 июля 2018 не меняется).

Однако собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Согласно жилищному законодательству установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

У Вас недостаточно прав для комментирования